belash_family (belash_family) wrote,
belash_family
belash_family

Categories:

Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка (доклад на Зилантконе-2015, часть 1)


Источник изображения - http://zilantkon.livejournal.com/369881.html

Очевидно, что в историческом конфликте, получившем название «охота на ведьм», на данный момент одержала верх команда, условно называемая «ведьмами», да и то по причине неявки противника на финальный матч.
Судите сами – в знаковый день летнего солнцестояния 1951 года Англия отменила последний закон о ведовстве, два века пылившийся в шкафу. Должно быть, по этому поводу состоялось публичное косплей-шоу в виде шабаша. С тех пор в англоязычном мире легально множатся ковены тех, кто исповедует т.н. «старую ведовскую религию».
По большому счёту нынешнее ведовство – эзотерический фетиш и голимый врек, сделанный вручную на коленке, типа бисерной эльфийской фенечки. Лишь многозарядная «поттериана» принесла заметное оживление в эту квази-религию, но чтобы как следует загрузиться туда, нужен более-менее развитый интеллект. Поэтому большинство молодняка, поигравшись с гримуарами и волшебными палочками, уходит в проблемную взрослую жизнь – впрочем, унося в головах семена с детства вложенных программ, пусть даже на уровне «Колдуй, бабка, колдуй, дед, колдуй, серенький медведь».
Про упадок тех, кто с ведьмами боролся, вряд ли стоит рассказывать. В кривом зеркале масс-культуры инквизитор стал кем-то вроде христианского боевого мага и перешёл в разряд персонажей комиксов, на ту же полку, где хранятся брутальный эсэсовец и лютый красный комиссар. Заметим, что РПЦ с ведьмами принципиально не боролась, занимаясь еретиками, чей мозг одолели тараканы, и раскольниками.
Следует добавить, что победа ведьмовской команды была одержана после многочисленных пиаровских вбросов, длившихся лет четыреста. Последний, самый масштабный, состоялся во времена Просвещения, когда шла параллельная раскрутка «чёрной легенды» о католической церкви, антиклерикализма вообще и садомазохистских опусов о гонениях на ведьм. По большому счёту, этот комбинированный вброс с прокачкой сострадания гонимым красоткам (некрасивых ведьм в масс-культуре нет) продолжается до сего дня.
Но если ныне сражения сексапильных ведьмочек с инквизиторами, наглухо застёгнутыми в рясы а-ля хакер Нео, идут только на экране или на ролевом полигоне, то сравнительно недавно по историческим меркам «охота» была реальной, по жизни, и кое для кого кончалась очень скверно. Одурманенные пиаром – как советским, так и импортным, – зрители не в состоянии представить себе, как оно было на самом деле, и кто с кем боролся.
Поскольку историю на каждом конкретном этапе пишут победители, трудно ждать правдивых сведений от исторических источников. Но из-за множества источников неизбежны обмолвки, а кроме того, существуют косвенные данные, которые позволяют если не восстановить подлинный ход событий, то угадать его в общих чертях.
Извините – чертах.
И вот наша версия событий, а принять её или нет – ваша задача.


Довоенный пейзаж

Вернёмся к началу доклада, вернее – к его названию.
Скороговорка, вложенная в песню Виктора Гинзбурского, странным образом восходит к иному языку и другой эпохе.
Французское выражение «faire le diable à quatre», то есть «делать четырёх чертей» известно со времён средневековых мистерий, в которые как дивертисмент входили дьяблерии, то есть «чертовщины» – этакая костюмированная чёрная мини-комедия, призванная развлечь зрителей и заодно преподать им нравственный урок. На сцене появлялись актёры, ряженые нечистыми, которые вели себя соответственно роли и утаскивали в пекло грешников. Число действующих лиц было жёстко регламентировано: «малая дьяблерия» насчитывала двух чертей, а «большая» – четырёх. Режиссёр выпускал на сцену столько рогатых, сколько позволено, и те отжигали не шутя. Поэтому фраза «делать четырёх чертей» стала означать во Франции нечто бурное и шумное.
Казалось бы – действо, одобренное и руководимое церковью. Какое отношение оно имеет к «охоте на ведьм»?
А самое что ни на есть прямое, поскольку вылилось оно в большую уступку церкви тем самым силам, с которыми она бодалась. Вместе уступки и промахи составили дорожную карту перемен, завершившихся в 1951-ом.
Чтобы понять, как выглядел процесс в действительности, надо заглянуть за кулисы мистерии.
Существовал ли ведьмовской орден и что собою представлял, теперь можно лишь гадать. Скорее всего, подобно друидизму (и одновременно с ним, и пересекаясь), это была децентрализованная система разнородных верований, уходящая далеко за античные времена. Сомнительно, чтобы она представляла собой мирный культ сил природы – в древности народы поклонялись силам так, что по нашим меркам это был уголовный кодекс с особо тяжкими деяниями.
Христианство в сравнении с древними культами предлагало безкровный вариант поклонения, но главное – у христианства были вселенские претензии и административный ресурс, век от века всё более мощный. Как централизованная система, оно было сильнее разрозненных племенных культов.
Но как невозможно заменить ёлки пальмами, а суглинок – чернозёмом, сразу и полностью заместить собой старые верования христианство не могло. Процесс растянулся на века, и это были века довольно вялого противоборства.
При этом крестители не с Луны свалились, а являлись детьми своей эпохи и наследниками её культов. Поэтому в IV веке н.э. церковные соборы в своих итоговых документах регулярно осуждали колдовство как возврат к идолопоклонству, одновременно с печалью констатируя, что духовенство сплошь и рядом само колдует.
А чего они ждали, если христианство без году неделя как стало государственной религией, и невдалеке от храма добрые граждане лунными ночами массово надевали шкуры и плясали вокруг идольских истуканов?
Обратим внимание, что до поры до времени сосуществование культов было относительно мирным, в режиме апартеида. К VIII веку в хрониках появились сведения о фестивале на горе Броккен, но карательных отрядов туда никто не посылал. Напротив, и духовные, и светские властители осуждали веру в ведьм, даже грозили смертью тем, кто казнит кого-нибудь за ведовство. Сам Карл Великий строго выговаривал церковникам, что-де они «злоупотребляют дьяволом».
Невольно подумаешь, что волхвы, епископы и короли друг друга понимали и воздерживались от прямых конфликтов.
Более того – хотя ритуальные варварские пляски запрещались в храмах и на кладбищах (а должно быть, желающие станцевать там находились!), вне святых мест они были дозволены. Но только в христианской версии, на Рождество, Крещение и Масленицу. Чтобы завоевать сердца паствы, церковь пошла на синкретизм, ясно осознавая, что иначе людей с новой верой не срастишь.
Тогда же, с IX века, появилась литургическая драма – костюмированная инсценировка сцен из Евангелия.
Прав был Ульянов-Ленин – из всех искусств важнейшими являются кино и цирк, как наиболее зрелищные и для неграмотной аудитории самые доходчивые. На красочное представление простой люд сходился охотно и наглядно усваивал основы веры.
До XIII века ведовство расценивалось лишь как чародейство и примитивная магия. Европейская церковь, успевшая потерять половину себя из-за распрей с Византией, была занята борьбой с ересями, а короли издавали указы типа «Ведьм на свете нет и, следовательно, против тех, которые себя таковыми почитают, не должно возбуждать никакого судопроизводства» (Коломан I Книжник, Венгрия). То есть даже самооговор за веский довод не считался, а вера в ведьм осуждалась как суеверие. Поклонники древних божеств чувствовали себя в относительной безопасности.
Трудно сказать, сколько могла длиться такая идиллия, но тут случилось страшное.
Изменился климат.

Para bellum

С IX по XIII век царила «эпоха викингов» – тёплый климат с увеличением влажности и сокращением арктических льдов. Поистине золотой век для западноевропейского земледелия. Но с XIII века начался «малый ледниковый период». Холода неуклонно нарастали до XVII века, а в целом низкие средние температуры с вариациями продолжались вплоть до XIX-го.
Попав в безвыходную ловушку голода и холода, люди инстинктивно принялись искать виноватого. Собственная греховность многое объясняла, но психологически удобнее переложить ответственность на кого-нибудь другого. Скажем, на князя тьмы, за тысячу лет проповедей ставшего широко известной персоной, а также на тех, кто ему поклоняется – благо, их и искать долго не надо, они рядом. Ведьмы и ведьмаки – прислужники рогатого, очевидно же. Да и евреи выглядели подозрительно.
Оживилась и церковь, доселе увлечённая только катарами – ради которых, собственно, и создавалась в 1215 году инквизиция. Правда, источники упоминают, что в середине XIII века инквизиторы занимались и какими-то люцеферианами.
Очень трудно исключить, что за фасадом двоеверия и в обстановке благодушия из старинных верований и новых веяний успело вызреть что-то ещё, в том же режиме синкретизма, только с точностью до наоборот, приспособившись не к Богу, а к дьяволу.
Иными словами, если анти-церкви изначально не существовало, она могла быть создана явочным порядком за счёт «злоупотребления дьяволом» и на базе духовных исканий масс.
При этом терпимостью люцефериане не отличались от слова «совсем» – Конрада Марбургского, посланного в долину Рейна в 1231-ом, они убили через полтора года расследований. И это была не последняя жертва войны.
Почуяв отпор, церковь начала разворачивать комплекс контрмер. С поразительной быстротой была установлена «реальность» ночных полетов ведьм, а собрания староверов получили название шабаша. Нашлись у церкви и свои «эскадроны смерти», готовые поспорить с люцеферианами в жестокости – в немецких землях эту роль взяли на себя фемгерихты, они же Священные Фемы, тайные судебные общества, возникшие в немецких землях на фоне насилия и анархии после изгнания Генриха Льва.
Война по факту началась, но её законодательная база отставала. Проблема крылась в том, что ведовство и ересь – не одно и то же, а именно еретики считались врагом №1. Только к первой четверти XIV века церковным легистам удалось объявить колдунов еретиками. Поклонники рогатых «сил природы» получили чёрную метку.
Шли боевые действия и на других фронтах – например, в сфере публичных зрелищ.
Литургическая драма из храма переместилась на паперть, затем на площади и улицы. Число зрителей и популярность церковного театра сильно выросли, а к участию в действах допустили мирян – в комических ролях, но им хватало. Теперь представление именовалось мистерией, а в сценарии появилась дьяблерия, где как раз благочестиво лицедействовали развязные миряне. Язык мистерии пополнился простонародной речью, сценарий – чертами повседневного быта, зрелищная часть усилилась сценическими механизмами, которые позволяли устроить как «низвержение в ад», так и «вознесение на небеса».
Мистерия стала более действенной пропагандой, чем литургическая драма, и хотя комические вставки не совпадали с каноном, ради торжества церкви это допускалось.
Не сразу, но медленно и верно такая вольность привела к совсем другому торжеству…
Но пока всё шло как бы ad majorem Dei gloriam. На сцене ведьмы, еретики и иноверцы высмеивались и получали по заслугам.
Возможно, вы спросите: «Ну, а когда пытки-то с кострами? Скоро ли «Молот ведьм» на сцену вынесут?»
Да погодите вы – тут ещё чума не кончилась.
И вообще мнение о том, что «охота на ведьм» была масштабным бедствием, очень сильно преувеличено.
Если не считать Чёрную Смерть, в лёгкую выкосившую до трёх четвертей тогдашнего Евросоюза, даже на фоне банальных кишечных инфекций «охота на ведьм» по числу жертв теряется и меркнет. Даже в самую жаркую пору «охоты» количество смертных приговоров по обычной уголовке было больше на порядки – виселицы не пустовали, и плахи не просыхали.
В Испании, за 340 лет работы инквизиции, безвозвратные людские потери по самым смелым оценкам составили около 50.000 человек, т.е. 150 человек в год. А за 14 месяцев царства разума, свободы, равенства и братства, руководимого вольным каменщиком Робеспьером, Франция потеряла вчистую порядка 800.000 душ. Эти цифры даже сравнивать неловко, настолько мракобесы-инквизиторы уступают светочам разума…
Это раз.
Два: за сто лет, с 1320 по 1420 год, в Европе прошло 12 (двенадцать, Карл!) процессов над ведьмами, которые велись инквизиторскими трибуналами, и 24 дела, которые слушались в светских судах. И кто больший гонитель женщин – попы или мирские юристы?
Тенденция сохранилась и в дальнейшем, причём доля светских процессов с нарастанием опережала духовные, особенно у веротерпимых протестантов, предтеч нынешних либералов. Проповедуя свободу совести, они почему-то резервировали её для одних себя, а прочих всех – на дыбу и в щипцы.
И не надо упоминать всуе «тёмное средневековье». Большую часть из ведущих демонологов составляли гуманистически образованные философы и писатели, профессора, юристы и врачи. Цвет наций и культурная элита!
Наконец, три: «охота на ведьм» началась со времён Хаммурапи – который, кстати, первым узаконил пресловутое «испытание водой» для колдунов. Но, исключая период собственно классической европейской «охоты», ведьм карали в первую очередь за причинённый или приписанный, но реальный вред, а вовсе не за принадлежность к «церкви сатаны». По большому счёту евробесие, в скандинавских странах метко названное «ведьмовской лихорадкой», длилось лет полтораста, было весьма локальным, вдобавок ползало по Европе с места на место как движущаяся плесень.
Но подготовка к большой ведьмовской войне велась, причём обеими сторонами.
Централизованная церковь без особой спешки создавала юридическую базу, училась карать за неверие в полёты ведьм (капитулярии Карла Великого и указы Коломана Книжника канули в небытие) и экспериментировала с созданием трибуналов – исключая Испанию, они никогда не были постоянно действующими, и всякий раз учреждались особо, на растяжимый, но конечный срок.
Тем временем оголодавшие массы принялись за самосуды. В начале XIV века, при «восстании пастушков» в Северной Франции, толпы отправились на юг, по пути грабя местных жителей и уничтожая прокажённых, а заодно и евреев. Это задело экономические интересы короны и показалось чрезмерным церкви, поэтому вскоре Филипп V направил против банд «пастушков» войска и рассеял их.
Но большая кровь уже пролилась, и последовал неизбежный ответ. Уже в следующем году появились сведения о «заговоре прокажённых» – слухи утверждали, что эти заговорщики из мести намерены отравлять источники воды. Началась новая волна погромов и расправ.
Tags: доклады
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Отпуск, день 2

    Смотрю аниме "Надя с загадочного моря" (1990), 40 серий. В сценаристах - Наше Всё Миядзаки. И так мило узнавать в сюжете куски из…

  • Киберпанк с макро-куклами

    Сцена из фотосессии.

  • Однако, новость

    Завершилось голосование Ф-критиков, входящих в номинационную коллегию лит. премии "Филигрань" (ежегодно присуждается цехом критиков по…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments