belash_family (belash_family) wrote,
belash_family
belash_family

Category:

Домашние беседы XVII века

Город Мехико в 1628 году, незадолго до "наводнения Сан-Матео"
карта Мехико в 1628 году

О чём люди болтали в своём кругу, в домашнем обиходе, в городе Мехико 1650 года?..
Об этом нам даёт некоторое представление результат массового доносительства, имевший место в тот самом году.
Итак, картина маслом, чтобы проникнуться тогдашней колониальной атмосферой Вест-Индии. Чтобы поддерживать на должном уровне усилия по достижению католического единообразия веры, был создан т.н. Генеральный эдикт веры, который раз в три года зачитывался во всех церквах Испанской Америки, при обязательном присутствии всех прихожан, начиная с 10-летнего возраста. В оном эдикте предписывалось сообщать в инквизицию обо всех случаях ереси и о подозрениях на ересь.
Вообще, инквизиции подлежало много что, кроме ереси. Скажем, инквизиторы расследовали случаи разврата в исповедальнях, двоежёнства, бегства монахов из монастырей, самозванства священников и устройства священниками «семей», по целибату не дозволенных, а также кощунство, суеверия (?), лицемерие и ложь (??), колдовство-магию, оккультизм и предсказания. Но в основном таки предметом изучения была ересь и, как подраздел её, тайный иудаизм.
В 1650-ом урожай доносов в Сьюдад де Мехико был умеренный – 500 сообщений от граждан, уместившиеся в 8 томов (уцелело 254 доноса, 4 тома). Много это или мало?

Здесь следует учитывать два фактора.
1) До катастрофического наводнения 1629 года в городе с окрестностями жило около 146.000 человек (80 тыс. индейцев, 50 тыс. негров и мулатов, 16 тыс. испанцев); часть их погибла сразу, часть умерла позже от голода и болезней, а часть просто разбежалась; лишь к концу XVII века население города достигло 50.000 человек. Причины наводнения оставим за кадром – достаточно будет сказать, что гидротехнической инженерией испанцы владели чуть хуже, чем плохо.
2) В 1569-1571 гг. Филипп II учредил инквизицию в Вест-Индии, и там всё было по-взрослому. То есть уже под сотню лет стандартизация религиозных воззрений в колониях была прочно построена на научно-практической основе испанской Супремы. Но контингент, подлежащий досмотру, выглядел своеобразно. Во-первых, в колонии почти не допускались иностранцы-иноверцы (исключения были исчезающе малы). Во-вторых, старались ограничить иммиграцию марранов-выкрестов – правда, за взятки они таки проникали туда, и на них чаще смотрели сквозь пальцы, разве что у инквизиторов ретивое взыграет. И наконец – с 1575 г. по декрету того же Филиппа II индейцы (внезапно! барабанная дробь!) были изъяты от суда инквизиции за преступления против веры. О как!.. случаи бывали, но погоды не делали от слова «совсем». Видимо, адекватно мыслящие клирики намекнули королю, что жечь индейцев за ересь – верный путь к геноциду, а негры на замену денег стоят. Пусть краснокожие веруют себе как могут; главное, чтобы кресту кланялись, хоть бы и поклонялись при этом божку Вицлипуцли…
То есть, говоря о доносительстве в Сьюдад де Мехико 1650-го, мы имеем в виду только испанцев, креолов и мулатов, даже в лучшие времена до потопа составлявших 45% населения. Индейцы в этом не участвовали. За вычетом женщин, грудных младенцев и неграмотных можно с натяжкой предположить, что примерно каждый десятый грамотей накатал по доносу. Неплохая результативность. Кто против, может сам пересчитать на свой вкус.
Доносы были всякие. Но один слегка выбивается из ряда и заставляет задуматься. Вот как его цитирует Григулевич (наш славный литовский караим Иосиф Ромуальдович был великолепный разведчик-нелегал, и, хотя как историк он таки изрядный сказочник, тут ему можно верить):

«о 6-летнем мальчике, преступление которого заключалось в том, что он рисовал на земле крест, прыгал на нём и называл себя еретиком».
А?.. что?.. Сначала Супрема, потом инквизиция Новой Испании, а у вас детишки на кресте прыгают и в еретиков играют?
Причём явно же доносители знали, на кого писать. Доносы на индейцев не принимаются. То есть минимум креольская семья. Ну, пусть даже марранская, но получается, что дитёнок наслушался того, о чём говорят взрослые?..
Tags: Латинская Америка, Мексика, Миссия, записная книжка, история, матчасть
Subscribe

Posts from This Journal “записная книжка” Tag

  • Секрет настоящего английского газона

    Секрет прост: утром газон надо поливать, а вечером косить. И так триста лет. Этот секрет приходит на ум, когда вспоминаешь "Английских…

  • "Погаснет злой Талцетл над миром"

    Плодотворная дискуссия с misha_makferson на просторах поста о возможностях (и невозможностях) Марса в версии "Аэлиты" привела…

  • Шанс для Марса

    Большое спасибо bvi, напомнившему о программной речи Тускуба, генсека панмарсианского Совета Инженеров - " Мы не спасём…

  • Вынесено из комментов

    А конкретно из комментариев к рассказу "ОБРЯД". "Да вот, знаешь, прямо как-то неловко было публиковать. Сочинялось-то искренне,…

  • Подумалось

    В мире, развивающемся по замыслам Стругацких от Рассвета к Полдню, обязательно будет Израиль. Хотя бы потому, что 1940-ые годы происходили в том…

  • О хронологии "Франкенштейна"

    Всё действие романа миссис Шелли укладывается в 1791-1799 годы. В декабре тысяча семьсот [ неопознанного] года Роберт Уолтон начинает своё…

  • Вынесено из комментов

    Беда научной фантастики (и породившего её человечества тоже) в том, что люди не в состоянии представить этику и мышление разумных существ…

  • Фея, хозяйка Монсегюра

    Её прямо так и называют в легендах - «La Fée Esclarmonde», Фея Эсклармонда или, если угодно, Сказочная Эсклармонда. Катарская…

  • Жан Медвежий, фольклорный герой Пиренеев

    Jean de l'Ours, главный персонаж французской сказки, классифицированной как 301B в системе Аарне-Томпсона. У нас известен как Иван Медведко…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments