belash_family (belash_family) wrote,
belash_family
belash_family

Categories:

Ахинет (доклад на Зилантконе-2008), часть 1

64186_640 копия
Источник картинки - http://ic.pics.livejournal.com/swordenferz/17316480/64186/64186_640.png

Предупреждение: Цитаты из источников соответствует источникам. Если кому-то покажется, что цитаты выдуманы нами, мы готовы предоставить полный набор ссылок – ройтесь в них и убеждайтесь воочию.

Наша оцифрованная цивилизация славится точностью. Информация, которая распространяется по Интернету, или очень точна, или просто точна, или точна как аргумент. Про новости и говорить нечего – они отражают мир с точностью зеркала. Даже если зеркало кривое, оно всё-таки отображает нечто реальное.
Есть в Сети особая область, где информация очень зыбкая, хотя на первый взгляд правдоподобная. Вроде бы текст осмысленный, но приглядишься – становится ясно, что информация здесь мутирует, расщепляется, порождая причудливые клоны. Наконец, вы понимаете, что там собрались привидения, а факты едва проглядывают в их густой толпе. Не Интернет, а Ахинет, бред сивой кобылы!
Речь идёт о текстах, известных как «энциклопедия необъяснимого», «загадочные события» и т.д. Назовём их коротко и оптом – Чудеса.
В качестве литературы Чудеса близки научной фантастике (НФ) – особенно сейчас, когда Бог вышел из моды, а место ангелов заняли зелёные черти, то есть зелёные человечки. Провидение заменили марсиане, атланты, биополя и прочие феномены НТР или примазавшиеся к ним сущности. Чудеса вырядились в наукообразные маскхалаты, сообразно эпохе, но следует помнить, что по большому счёту Чудеса – не что иное, как замшелые былички из области низшей мифологии. Просто вместо «ведьминых колец» – геопатогенные зоны и пространственные дыры, а вместо проказливых домовых и «малого народца» – барабашки и пучеголовые пришельцы.
Чудеса «от Бога» по-прежнему популярны, но у них своя резко очерченная аудитория из правоверных граждан. Истинно просвещённый, цивилизованный человек, интеллигент эпохи Микрософта с раскрепощённым сознанием нынче верит в Высший Разум – слизистую массу с множеством щупалец и выпуклых глаз, подозрительно напоминающую Ктулху.
Чудеса подчёркнуто отстраняются от НФ – мол, мы говорим о непознанном, а фантасты – о несуществующем; почувствуйте разницу. На то, мол, они и фантасты от греческого слова «призрак». А мы-де основываемся на фактах!
Уверения твёрдые, но беспочвенные. НФ и Чудеса – ветви одного дерева, имя которому Воображение. Преимущество у Чудес одно: они появились раньше НФ. Как жития святых, рассказы о колдунах и чудовищах, байки о проделках мертвецов и эльфов, как гадания и пророчества Чудеса гораздо старше. История показала: волшебство людям дороже Святого Писания – Гуттенберг отпечатал первый альманах астрологических предсказаний за 8 лет до издания Библии.
Как всё древнее, Чудеса примитивны и живучи. Сравните таракана с человеком – таракан гораздо старше.
Тексты о Чудесах в основном лишены авторства, словно фольклор; их терпеливо «cut, copy, paste», компилируют и рассевают как тополиный пух.
Они мелкие, так их легче усвоить. Книги из таких сообщений-малюток на Западе зовутся «сортирными» – раскрыл на любой странице, почитал и захлопнул, не гадая «Что было дальше?» Как сборник рекордов Гиннеса, их удобно читать в туалете.
Они простые ровно настолько, чтобы их понял выпускник средней школы.
Они лишены сюжета. Размер не позволяет развернуть событие в лицах и чувствах. Предполагается, что читатель пробежит глазами, подивится и перейдёт к следующему «необъяснимому факту».
У Чудес есть свои претензии. Они уверяют, что всё описанное «взаправду было». Называется год и день события, место действия, имена участников и прочие подробности, словно в газетных новостях. Этим Чудеса радикально отличается от НФ: та не стремится убедить нас, что Лось и Гусев действительно слетали на Марс и повстречали там Аэлиту. Чудеса стремятся выглядеть правдивыми; это имитация документа, игра в достоверность; так дети и шизофреники рисуют себе «паспорта» и «удостоверения личности».
При этом даже реальные события (скажем, пропажа людей с «Марии Целесты» или падение Тунгусского метеорита) описываются фантастически. Составитель обязательно припишет, что людей с корабля сдуло инфразвуком, а в районе Подкаменной Тунгуски рухнул космолёт, и обязательно ужалит учёных – вот, мол, умники и академики, а таких очевидных версий не приемлют!
В целом Чудеса описывают то, что не поддаётся проверке. Знаменитый Чарльз Форт (бог компиляции! а Дэникен пророк его!) путём переосмысления создал из газетных выдумок и средневековых глюков целое учение, фортианство. Базис учения – не факты, а интерпретации, идущие из того грамотного слоя общества, который пристрастился к любопытным новостям, но из-за светского воспитания брезгует ходить в церковь.
Будьте уверены – даже когда люди совершенно отупеют и разучатся понимать беллетристику, о чудесах они читать не перестанут.
Уж на что был чуждым мистике советский строй, но и тот пытался утолить тягу людей к чудесам – вспомните энциклопедии Мезенцева о всяких природных диковинах, знаменитую компиляцию Акимушкина из Эйвельманса («Следы невиданных зверей», с купюрами вопиюще бредовых мест) или «Антологию таинственных случаев» в «Технике – молодёжи».
В том, что Чудеса процветают, нет ничего удивительного. Термояд не поддаётся, клоны не клонируются. Полёты к звёздам, как оказалось – небылица; до Марса добраться бы, и то за счастье. Природа начала рушиться; выяснилось, что генная инженерия не вернёт исчезающие виды, зато вредоносных мутантов наплодить – пожалуйста! Компьютеры наотрез отказываются думать самостоятельно.
По мере того, как наука тормозит и грязнет в мелочах, Чудеса чувствуют себя всё уверенней, т.к. вера в непознаваемое расцветает там, где наука пасует. Сейчас мы гораздо ближе к средневековью с его схоластикой, чем где-нибудь в 1920-ых.
И вот Чудеса получили в дар Интернет.
Этот подарок случился тем более вовремя, что с появлением масс-медиа былички перестали рассказывать устно и вживую. Болтовня тэт-а-тэт или в компании ныне посвящена чему угодно – болезням, работе, погоде, политике, бытовым дрязгам, обсуждению соседей, воспоминаниям о вчерашней пьянке, позавчерашней рыбалке или давнишней службе в армии, отчётам об урожае на «фазенде», – только не Чудесам. Века полтора тому назад население целиком доверило циркуляцию и шлифовку быличек прессе: мол, пусть профессионалы трудятся, а мы будем читать готовенькое.
Газеты, радио и телевидение имеют большой недостаток. Их контент должен постоянно обновляться, иначе их перестанут потреблять. Напротив, книги очень стабильны во времени, их тексты неизменны.
В Интернете информация стабильна, но идёт непрерывный приток и накопление новинок. Здесь, как и в газетах, действует закон: «Существует лишь то, о чём написано», который Чудеса трактуют по-своему: «То, о чём написано – существует».
Какое раздолье!.. есть, где чертей плодить!
…если бы не одно «но». Ресурс необъяснимых событий велик, но исчерпаем. В отличие от новостей, их невозможно выдумывать в день десятками. Кроме того, существуют программы антиплагиата, следящие за тем, чтобы новинки не переходили с ресурса на ресурс в зеркально точном виде. В угоду бдительным программам публикаторы изменяют тексты, порой даже серьёзно редактируя их, но чаще просто переставляют цифры и слова местами, из-за чего иной раз Чудеса излагаются языком учителя Йоды, а время действия сдвигается на два-три века.
Кроме того, чтобы постоянно привлекать внимание, Чудеса в Интернете максимально раскрутили своё козырное свойство – отсутствие критики и логики.
Вам нужны примеры? Их есть у нас.
Поскольку Чудеса чаще всего датированы, они неизбежно попадают в поле внимания, когда выясняешь какие-нибудь исторические факты. Встречая их раз за разом, начинаешь к ним присматриваться – и тут выясняется, что с Чудесами не так-то всё просто.
Первое, что бросается в глаза, когда ведёшь поиск в Сети – повторяемость одинаковых документов по какой-либо теме. Это понятно: многим публикаторам влом искать и переводить что-нибудь из буржуинских источников, проще тупо передрать с чужого ресурса.
Но это ещё не беда; настоящая беда впереди.
Второе – никто не заботится исправить опечатки исходного текста. Начинаешь встречать и приветствовать ляпсусы как старых знакомых.
Третье осознаётся уже с чувством тоскливой досады – тексты изначально набирались без участия ума. Руки, глаза – участвовали, а мозг отдыхал. Или в нём тускло мерцало желание украсить текстовую сухомятку, насытить её яркими прилагательными и душераздирающими эпитетами. Когда рассудок в отключке, появляются такие перлы:
«Город Ксари-Сусте в Месопотамии, который был похоронен под трехметровым слоем песка и в котором во время раскопок под песком были обнаружены накрытые к обеду столы и скелеты спящих людей».
Любопытно, чем скелет спящего человека отличается от скелета человека бодрствующего?
Или проще – чем стол, накрытый к обеду, будет через 5000 лет отличаться от мойки, куда свалена грязная посуда? или от помойки, куда выброшена посуда битая вкупе с объедками? те же черепки, те же куриные и рыбьи кости…
И наконец – почему месопотамцы улеглись спать, когда их ждал накрытый стол? Обычно люди дрыхнут после, а не до обеда.
Название загадочного города Ксари-Сусте особых вопросов не вызывает, но опыт работы с документами велит осторожно относиться ко всяким экзотическим названиям. В чумовых 1990-ых довелось прочитать в газете захватывающий рассказ о том, как мумия Великого Инки из низменных побуждений напала на даму-археолога в окрестностях города Цузцо. Поиск на карте Перу этого китайского города результатов не дал, зато выяснилось, какие плоды приносит перевод без участия мозгов – напишите латиницей «Куско» (Cusco) и прочтите в режиме «как слышыца, так и пишеца».
Рассмотрим типичные примеры Чудес в Интернете.

1. Регулярно вылезающие Зелёные дети


Источник картинки - http://img.huyandex.com/FilesPics/huyandex/1176/000/017.jpg

Многие публикаторы отдали должное печальной истории Зелёных детей, которые в XII веке вылезли из какой-то ямы близ деревушки Вулпит (графство Суффолк). Они были совершенно зелёные и говорили на непонятном языке. Местный помещик (из норманнских оккупантов) оказался сердобольным человеком и принял деятельное участие в судьбе детишек. Несмотря на его заботы, мальчик зачах и умер, зато девочка выросла, утратила зелёный цвет, вышла замуж и долго будоражила округу «развязным и беспутным поведением».
Эта трогательная история не могла оставить равнодушными тех редких и трудолюбивых людей, которые пополняют оригинальными выдумками всемирный свод «необъяснимых событий». По меньшей мере, двое россиян – Непомнящий и Чернобров, – предложили читателям новую версию суффолкских событий.
Итак, в августе 1887 года всё та же зелёная парочка вышла из пещеры близ испанской деревни Банхос (вариант – Баньи). Российские исследователи дополнили внешность детей интересными деталями: у них были раскосые азиатские глаза, они были наряжены в одежду из неизвестного материала (примечательно, что у обоих авторов эти детали прописаны разными словами – вот истинно творческий подход!). Однако наши не допустили, чтобы зелёная мучача выросла и пустилась в загул – они уморили её, дав только пять лет порезвиться среди гостеприимных испанцев и выучить местный язык. Её «облико морале» остался незапятнанным. Мальчик же, согласно канонической версии № 1, умер вскоре после выхода из пещеры.

2. Небесные корабли над Европой в IX-XIII веках


Источник картинки - http://i.kinja-img.com/gawker-media/image/upload/s--HZCKVxQL--/17pl7csd3fl76jpg.jpg

Около четырёхсот лет Европу посещали летающие корабли. Встречи экипажей небесных судов с местным населением отличались поразительным однообразием и в тактическом плане ничему небожителей не научили. При каждом следующем посещении экипажи воздушных кораблей демонстрировали стойкий идиотизм, совершая те же ошибки, что и в прошлый раз.
Где-то в VIII или IX веке в Лионе высадились с небесного корабля трое мужчин и женщина. Лионцы несколько дней держали пришельцев в заключении, а потом решили побить камнями или предать огню (тут источники расходятся).
Иногда сообщается, что их было всего трое (видимо, франки в IX веке ещё не слишком уверенно считали до пяти). Также упоминается, что они назвались местными жителями, которых некие «удивительные люди» увезли ненадолго покататься по небу и показали им «неслыханные чудеса».
Епископ Агобард убедил лионцев освободить этих людей, заявив, что по небу летать невозможно. В некоторых версиях сказано, что толпа всё-таки растерзала незнакомцев. Должно быть, от зависти: «Они там с интуристами катаются, а мы тут в Средневековье прозябаем!»
В том же IX веке «в Норвегии с корабля, парившего в небе, сбросили на землю канат с крюком. Человек с корабля воскликнул: «Я пойман!» [и его поняли!]. Ему дали возможность вытянуть канат, и корабль удалился».
Затем, «в 1123 над Лондоном появился «воздушный корабль», похожий на морское судно, и бросил якорь в центре английской столицы. По веревочному трапу спустились «люди». Лондонцы, посчитав их посланцами дьявола, утопили пришельцев в Темзе. Оставшиеся на корабле обрубили канат и улетели».
Неудачи в Лионе и Лондоне смутили небесных людей, и что-то лет сто они не показывались, но потом опять зачастили в гости. XIII век был особенно урожайным на их визиты.
В XIII веке экипаж воздухоплавателей бросил якорь в ирландском монастыре Клонмакнойз, а следом спустился человек – он плыл, будто находился в воде, до тех пор, пока не добрался до якоря. «Монахи набросились на него. «Ради Бога, отпустите меня! – крикнул неизвестный, – вы утопите меня». Потом он вырвался от них, всплыв в воздух, как и раньше, забрав с собой якорь».
В 1211 году небожители решили понырять ещё – вдруг повезёт? Ирландия им понравилась, и они снизились в городке Клоера, у церкви св. Кинария. Повторилась старая история – спустили якорь, опустился плывущий человек, народ бросился его ловить, но епископ (опять епископ!) не позволил задержать этого человека.
Похоже, в ту сложную и кровожадную эпоху епископы были проводниками идей гуманизма. Сейчас человека с небесной лодки затащили бы в ангар 18, чтобы подвергнуть вивисекции, и никакой бы епископ не отстоял.
Тогда же в Англии (Грейвзенд, графство Кент) «якорь из «корабля-облака» зацепился за каменное надгробие на церковном кладбище. Затем человек соскользнул вниз по канату и обрезал его. Согласно одной версии рассказа, он вернулся на борт корабля, а согласно другой – умер от удушья».
Вы думаете, эти ребята сверху успокоились? как бы не так! Они были твёрдо намерены нырять к нам, пока не устанут. В 1214 году «небесный якорь» был опущен в Бристоле! Спустившийся за ним «матрос» был схвачен толпой и «быстро задохнулся». Его «товарищи» благоразумно обрубили канат и улетели. Якорь достался бристольцам, и они смастерили их него церковную решётку.
В новогодний праздник 1254 года английские монахи из обители Св.Олбанс увидели «подобие судов в воздухе, имеющих привлекательный внешний вид и чудесный цвет». Однако сверху ничего не спустилось, и суда уплыли куда-то дальше по своим делам.
В 1270 году небесные люди решили то ли вернуть якорь (должно быть, они им дорожили), то ли поискать останки погибшего полвека назад «матроса», и вновь зависли над Бристолем. Тамошние жители видели над городом «необычный летательный аппарат» и то, как один из его обитателей, покинув аппарат, «задохнулся и сгорел» (!!!) в земной атмосфере.
Итак, на протяжении примерно четырёх веков какие-то воздухоплаватели являются в земных населённых пунктах, бросают якоря, спускаются вниз, гибнут, задыхаются, сгорают, но не оставляют попыток потоптать землю ногами. Вероятно, у них не было домашних животных, иначе бы они сначала попробовали опустить вниз кошку или курицу в корзинке, чтобы проверить – как оно, в земном-то воздухе?
Пришельцы из других миров любят катать непродвинутых тупиц на своей летающей посуде, показывать им Землю с орбиты и возможности своего хай-тека. Видимо, этот педагогический приём должен служить примером для нас, а то земляне, высадившись в чужой стране, стремятся перебить часть туземцев, другую заразить своими инфекциями, а уцелевших отправить в кандалах на рудники или заставить пить кока-колу вместо кваса.
Если обобщить вышеизложенное, то напрашивается вывод – мы имеем дело с работой пра-Интернета многовековой давности, когда глюк одного безымянного автора (с авторством до XI века вообще не морочились, любая писанина считалась собственностью человечества, как в Интернете нынешнем) понравился другим монахам-переписчикам и пошёл гулять по хроникам как по сайтам. То-то публикаторы Чудес так резво подхватили сюжет! родню почуяли.
Остаётся добавить, что с развитием абстрактного мышления примитивные летающие лодки с якорями уже в XIII веке начали заменяться огненными шарами и серебряными дисками, и вскоре совершенно исчезли, пока аэростаты, а затем цеппелины не пополнили образный ряд видений своими пузатыми формами.

3. Новаторское скрещивание людей с обезьянами


Источник картинки - http://journals.cambridge.org/fulltext_content/SIC/SIC15_02/S0269889702000455fig006g.gif

В 1927 году профессор Илья Иванов по заданию советского правительства отправился во Французскую Гвинею, где пытался получить гибриды негритянок с шимпанзе. Очевидно, французское правительство отнеслось к этим опытом с пониманием и охотно пошло навстречу нашим учёным.
Судя по отчетам профессора, опыты не дали положительных результатов, но Москва настаивала, и эксперименты продолжались в Сухумском обезьяннике вплоть до 1930 года, когда Илья Иванов, не оправдавший надежд, был арестован ОГПУ и сослан в Алма-Ату, где в 1932 г. умер от огорчения.
Эта история явно беспокоила маститого специалиста по Чудесам – Бернара Эйвельманса. Он долго изучал волнующий вопрос, и таки выяснил: подвижнический труд Ильи Иванова не пропал даром!
Оказывается, в начале 1950-ых в России были получены гибриды от человека и гориллы, обладающие огромной физической силой и разумом. Об этом сообщил одной знакомой Эйвельманса некий русский врач, сбежавший из сибирских лагерей и ожидавший во Франции американскую визу. Самые подлинные сведения именно так и добываются, что потом концов не сыщешь.
По словам Эйвельманса, опыты проводились в больничном управлении ГУЛАГа; была получена раса обезьянолюдей ростом 180 см, покрытых шерстью, которые почти без отдыха трудились в соляных копях. Они росли быстрее, чем люди (это в ГУЛАГе-то, до 180 см, при тамошней кормёжке!..) и быстро становились пригодными к работе. Единственный их недостаток – неспособность к воспроизводству. «Но, – как добавляет Эйвельманс, – исследователи успешно работают в этом направлении».
Судя по огромному количеству гопников на улицах, исследователи добились успеха.

4. Ужасная судьба колонии Роанок, или Кривые Надписи на стенах


Источник картинки - http://mrhousch.com/imgs/lessons/jamestown/jamestown016_s.png

В конце XVI века бесследно исчезли все люди из первой английской колонии Вирджиния, на острове Роанок (нын. Северная Каролина).
Что касается численности пропавших колонистов, источники приводят разные данные: иногда это «сотня», порой «120», «170» или «150», но чаще «108». Налицо прогресс по сравнению со средневековыми франками – люди научились считать до сотни, но дальше начинались проблемы.
Это событие давно никому не даёт покоя, о нём часто и ярко пишут.
Многие сходятся на том, что на дереве в посёлке осталась вырезанная надпись «Кроатан» – то ли название острова, куда оголодавшие колонисты отправились в поисках лучшей доли, то ли название индейского племени, которое захватило их в плен (второе более вероятно).
Но публикаторам Чудес этого явно недостаточно – и появляется на свет новая увлекательная версия: «Вошедшие в деревню солдаты увидели, что в домах горят свечи, на столах стоит еда… не было только жителей. Сначала решили, что их убили индейцы, но не нашли ни капли крови, ни единого трупа. Лишь на дереве рядом с домом священника в явной спешке была вырезана кривая надпись: «Оно выглядит не так, как…».
Стоящая на столах еда уже знакома нам по описанию месопотамского города Ксари-Сусте. В жанре Чудес все эти горячие тарелки с супом, кипящие на плите кастрюли, дымящиеся чашки с кофе и курительные трубки, а также горящие свечи являются литературным приёмом, означающим: люди исчезли только что, четверть часа тому назад.
Кривая Надпись – приём новаторский, призванный подчеркнуть таинственность, неопределённость того, что заставило колонистов исчезнуть.
Пока 170 (или 110) человек метались с воплями, уклоняясь от щупалец боевого марсианского треножника, местный священник поспешно вырезывал ножом на дереве (это требует времени!) рассказ о происходящем вокруг. Вместо того чтобы укрыться в доме или в погребе, он предпочёл заняться этим на свежем воздухе, ежеминутно рискуя быть раздавленным ходулями марсиан. Он догадывался, что служителей церкви и других авторитетных лиц щупальца хватают в последнюю очередь, чтобы дать им возможность письменно изложить своё мнение о внешности марсианских стопоходящих машин. Именно так! ведь священник с этого и начал. Он явно хотел написать: «Оно выглядит не так, как мне рассказывал прадедушка. Оно тридцати футов ростом и целиком железное».
Человек, оказавшийся в подобных обстоятельствах, как правило, сразу начинает писать письмо на стене или другом подходящем предмете. Больше ему заняться нечем.
Кривые Надписи были с энтузиазмом подхвачены публикаторами Чудес.
Скажем, в феврале 1923 года, когда исчезли 600 жителей бразильского посёлка Хоер-Верде, войска (в Бразилии при подобных исчезновениях сразу вызывают части регулярной армии) или полиция (другой вариант) нашли там надпись на школьной доске: «Нет спасения». В это сразу веришь. Когда по деревне шагают тридцатифутовые треноги, пуская тепловой луч и перекликаясь трубными голосами, тут кто угодно впадёт в пессимизм.
Часть публикаторов предлагает иное прочтение надписи из двух слов: «Мы все умрем. Оно способно принимать любую форму». Вот тебе раз!.. «А вот тебе два», – сказал марсианин, из железной треноги превращаясь в осклизлую голубую каракатицу.
Чему тут верить, если «подлинные истории» способны принимать любую форму?
А в 2001 году сотрудники ООН, которые привезли гуманитарную помощь в конголезскую деревню Стому, нашли её безлюдной. В хижине вождя красовалась… конечно же, Кривая Надпись! Она, как глубокомысленно замечает публикатор, «указывала – произошло что-то нехорошее. Углем в страшной спешке на местном языке было нацарапано: «Бегите! Это…».
Поведение вождя в высшей степени похвальное. Когда в окна лезут щупальца марсиан, он спешит предупредить всех об опасности. Всякий, явившийся в деревню, должен увидеть Кривую Надпись «Бегите!» и, прочитав, убежать.
Подразумеваются три варианта:
1) Головоногие гости, вдоволь насосавшись кровушки, спрячутся в ближнем овраге, чтобы подстеречь сотрудников ООН – о чём пришельцы громко сговаривались трубными голосами при вожде;
2) Они не будут прятаться, т.к. земляне в целом спокойно относятся к треножникам десятиметровой высоты, шагающим по полям и лугам, пока марсиане не начнут хватать и жрать всех на расстоянии вытянутого щупальца;
3) Речь шла о радиации, вождь хотел написать: «Бегите! Это была атомная бомба, а не бочка с повидлом, и зря мы её распилили ножовкой!»
Очевидно, что Кривые Надписи возникли в жанре Чудес как вспомогательное средство, позволяющее грамотным, но умственно недоразвитым читателям догадаться, что причина массового исчезновения людей была поистине устрашающей. Большинство Кривых Надписей обрываются на середине фразы, чтобы оставить простор для фантазии, но всегда содержат некий намёк, чтобы направить фантазию в нужное русло.

O Homem Ilustrado - The Illustrated Man: H. G. Well's "The war of the worlds" - The Martians are here! (colour version):
Источник картинки - https://ru.pinterest.com/pin/311803974181233894/

Вторая часть - http://belash-family.livejournal.com/21441.html
Tags: доклады
Subscribe

Posts from This Journal “доклады” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments