belash_family (belash_family) wrote,
belash_family
belash_family

Category:

Prince of Persia, или Суждение о Дараш-Коге

Это не Дараш-Ког. Это Андрей Файт в роли Магрибинца из фильма-сказки "Волшебная лампа Аладдина"


В обширном творчестве Густава Майринка есть три рассказа, объединённых фигурой антигероя. В двух рассказах этот персонаж не присутствует (налицо лишь плоды его злодеяний), а в третьем рассказе пусть и участвует, но никак не описан. Поэтому изображений его в доступных ресурсах нет. Иллюстрации к рассказам встречаются, однако антигерой там не изображён.

Эта же зловещая фигура была намечена в планах к роману «Дом алхимика», и там она чуть более детализирована, но неопубликованные, а тем более ненаписанные сочинения – тема особая, и поэтому «Дома алхимика» коснёмся отдельно.

Имя персонажа – Mohammed Daraschekoh (встречается и написание Darasche-Koh). Если с именем Мохаммед более-менее ясно, то его фамилию транслитерировали по-всякому, от Дараш-Ког до Дарашеко и Дарашикух. Для названия данной заметки «Дараш-Ког» выбран только потому, что он больше нравится. Это не отменяет необходимости понять смысл фамилии – Майринк не давал знаковым героям бессмысленных или ординарных фамилий. Кто силён в фарси, арабском и иврите – у вас есть отличный повод для интеллектуальных упражнений.


Дараш-Ког упоминается в рассказах Das Präparat (Экспонат, 1903), Der Mann auf der Flasche (Человек на бутылке, 1904) и Das Wachsfigurenkabinett (Музей восковых фигур, 1907). Приметы времени позволяют с известной точностью датировать события, происходящие в рассказах, исключая последний. Однако хронологически он завершает событийный ряд, оставляя место лишь тому, что должно было случиться в романе Das Haus des Alchimisten (Дом алхимика; наброски изданы в 1973 году).

По умыслам и поступкам своим Дараш-Ког – типичный alien. «Чужой среди своих», притворно интегрированный в западно-европейскую среду рубежа XIX-XX веков, но внутри сохранивший азиатскую сущность, чуждую и враждебную Европе. В культурной сфере он отчасти продолжает линии профессора Мориарти и доктора Моро, а для Фантомаса и доктора Фу Манчу является предшественником.

Он отлично устроился в Европе – в рассказе «Препарат» у него особняк на Градчанах, в престижном историческом районе Праги, он имеет звание medicanаe doctor, «безупречную репутацию ученого» и табличку на двери «Dr. Mohammed Darasche-Koh – Anatom». Это отнюдь не отменяет исступлённой азиатчины – в этом же рассказе он «в своем саду, при восходе солнца, так долго проклинал имя Акселя, пока у него на губах не показалась пена». Близость Дараш-Кога к дикой Азии подчёркивается туркменским и киргизским оружием в интерьере (turkmenischen und kirgisischen Waffen).

Побесновавшись и спустив пар, доктор планомерно действует с тонкой расчётливостью Фантомаса. Он побуждает названного Акселя подписать контракт на продажу своего тела после смерти, завладевает контрактом, отравляет Акселя веществом, вызывающим мнимую смерть, а затем изготовляет из него несколько полезных «живых вещей» для своего дома (чуть позже кое-чем подобным займётся профессор Вагнер у Беляева). С точки зрения закона Дараш-Ког чист, придраться не к чему. Приятелям бедняги Акселя остаётся лишь проклинать «персидского сатану».

Чтобы пробраться в дом Дараш-Кога, приятели выманивают его в Берлин ложной телеграммой о том, что появились некие новые сведения о профессоре Фабио Марини – тоже анатоме, на момент действия рассказа уже покойном. Безупречный метод препарирования Марини давно привлекал Дараш-Кога, и перс годами увивался возле итальянца, однако тот так и не открыл ему тайну метода. В доме Дараш-Кога гипсовый бюст Марини соседствует с «туркменским и киргизским оружием», а также с живыми препаратами.

Вполне возможно, что прототипом для закадровой фигуры Марини послужил сицилиец Альфредо Салафия (1869-1933), в начале 1900-ых уже прославленный бальзамировщик. Именно он в декабре 1920 года забальзамировал тело двухлетней Розалии Ломбардо, которую ныне описывают как «самую красивую мумию в мире» (итал. mummia più bella del mondo); во всяком случае, она продержалась более 80-и лет, прежде чем начала портиться.

Не вызывает особого удивления и перс, medicanаe doctor, практикующий в Праге как анатом. Становлением медицинского образования в Персии занимался именно австро-венгерский подданный, Якоб Эдуард Полак (1818-1891), еврей родом из Богемии; с 1851 по 1860 год он преподавал медицину в Дар ул-Фунун, первом персидском вузе современного типа, а также основал первую школу современной медицины (Madres-e Tebb) в Тегеране. Кроме того, Полак положил начало традиции отправлять наиболее одарённых студентов в европейские университеты, чтобы там они могли закончить медицинское образование. Чем не судьба для умницы Дараш-Кога?

Время действия рассказа «Препарат» – не позже 1899 года, в крайнем случае – середины 1900 года. Точно указано, за какую сумму Аксель продал свой труп – «500 fl.» Сокращением «fl.», т.е. «флорин» традиционно обозначались австро-венгерские гульдены, которые в 1892 году сменились кронами; 1 флорин (он же гульден или форинт) приравнивался к 2 кронам. Чеканка флорина была прекращена, но он оставался в обращении до конца 1899 года.

«Человек на бутылке» – следующий за «Препаратом» рассказ, и по времени публикации, и хронологически. Здесь Дараш-Ког уже владеет дворцом (Schloss переводят как «замок», но фактически речь идёт о дворце, особняке, имеющим внешнее сходство с замком, но не имеющим никакого фортификационного значения). Далее – он женат (о детях ни слова); у жены отношения с Мигелем, графом де Фааст. Сюжет сводится к тому, что Дараш-Ког убивает любовников на глазах друг у друга в ходе самодеятельной «комедии» с названием «Человек на бутылке» – причём обстоятельства дела таковы, что смерть жены Дараш-Кога и его возлюбленного можно при желании объяснить умыслом злонамеренных слуг, эксцессом исполнителя, или ещё чем угодно, кроме умысла самого Дараш-Кога.

В объявлениях о комедии сказано: «Театр марионеток князя Мохаммеда Дараша-Кога. Комедия в стиле Обри Бердслея».

Уместно вспомнить, что до 1892 года Обри Бердслей был никто и звали его никак. Слава пришла к нему, когда он по заказу издателя Джона Дента выполнил серию иллюстраций к роману сэра Томаса Мэлори «Смерть Артура». То есть время действия рассказа – никак не ранее 1892 года. Другой хронологический момент («князь даже специально заказал по телефону из Гамбурга – слона») ясности не добавляет – междугородная телефонная связь с Гамбургом была установлена ещё в 1887 году.

Между 1892 и 1899 годами может поместиться что угодно – приобретение Дараш-Когом замка, женитьба, измена жены.

Но – князь? с чего вдруг Дараш-Ког – князь?

Даже не просто князь – Prinz. При этом жена его – Fürstin, т.е. собственно «княгиня».

Внесём ясность – Fürst это суверенный князь, правитель, рангом ниже кайзера или короля. Такое же значение имеет Prinz.

Можно предположить, что Дараш-Ког унаследовал этот титул у себя на родине. Или уже находясь в Европе? вместе с положенным князю денежным содержанием?.. Тогда ясно, откуда взялись замок и жена. За анатома с Градчан, вдобавок иноверца, не всякая католичка пойдёт, а за денежного князя – можно рискнуть.

Дело в том, что в Персии конца XIX века титула «князь» как такового не было – там издревле, с парфянских ещё времён, существовала своя линейка титулов. Князем Дараш-Кога могли назвать здесь, в Европе, лишь подыскав подходящий термин с соразмерным значением.

Опуская частности (а их немало), рассмотрим, как в целом выглядела персидская «табель о благородных рангах». При этом следует иметь в виду, что исламизация Персии на эту систему почти не повлияла.

Шахиншах (шаханшах), «царь царей». Обладает фарром, высшей царской благодатью, даруемой свыше Ахура-Маздой. Да, и при исламе тоже. А вы как думали? Древность никогда и никуда не исчезает, запомните хорошенько. Династию Пехлеви помните? Пехлеви – от парфянского pahlav, букв. «парфянин/парфянский». А сколько веков назад Парфия кончилась?.. то-то же.

Шахзаде, «сын царя», престолонаследник, в т.ч. потенциальный. Этих может быть несколько и даже много, в зависимости от способностей шахиншаха.

Шахрдаран, вассальные цари, те самые, царём которых является шахиншах.

Васпухран, так скажем, «великие роды», каковых насчитывалось семь. Региональные касики парфянских ещё времён; одними из васпухран были Сасаниды из Фарса, создавшие свою династию, но опиравшиеся на дружбу с шестью другими родами.

Вузургиан, вельможи; прочая знать.

Азаты (азады), мелкая служилая знать и представители привилегированного слоя рядового, незнатного свободного населения.

Методом исключения нетрудно определить, что Дараш-Ког с высокой долей вероятности принадлежал к слою васпухран. Почему так? А потому что к концу XIX века от шахрдаран остались рожки и ножки; даже их номинальная независимость раздражала шахиншахов, и постепенно шахрдаран заменились тем, что называется «сатрапами» (шахраб), т.е. назначенцами. А вот многочисленных васпухран так просто не вырежешь, в регионах они пронизывали собой верхнее и среднее управленческое звено; лучше иметь их союзниками. Ну и, конечно, часть можно сплавить за границу, без них спокойнее. Учитывая способности Дараш-Кога, такого предпочтительнее держать подальше от Тегерана.

Нельзя с уверенностью сказать, как Дараш-Ког избежал уголовной ответственности за двойное убийство во время карнавала в его замке. Но тот факт, что в следующем рассказе («Музей восковых фигур») он живёт в Париже под чужим именем, передав управление балаганом помощнику-египтянину, как бы намекает, что реноме князя было сильно подпорчено. С такой славой в приличные дома не пускают, хоть ты сколько колдуй.

Да и восточная неистовость, несмотря на европейский лоск, таки давала себя знать – то проклятия до пены на губах, то страшная месть за отказ: «Лукрецию он ненавидел беспредельно. Она как-то обронила несколько слов, из которых можно было заключить, что когда-то он не давал ей прохода навязчивыми предложениями руки и сердца, хотя ничего, кроме отвращения, она к нему не испытывала». Неутолимую ненависть князь кое-как унял, сотворив с отпрыском Лукреции то же, что Моргот с эльфами, если не хуже.

Правда, люди помнили, что «Мохаммед Дараш-Ког – перс знатного происхождения, а его интеллект поистине не имеет себе равных».

Майринк имел и дальнейшие виды на Дараш-Кога, но…

Как истинно умозрительный автор, Майринк не злоупотреблял путешествиями. Озеро Гарда в Тироле, Германия, Швейцария… Мистические познания он черпал из книг и бесед. Именно он довёл до сведения европейцев понятие «зомби», хотя понимал его по-африкански, а не по-гаитянски.

А вот с княжеским званием (или, на худой конец, знатным происхождением) Дараш-Кога он мог сделать более чем серьёзную ошибку в романе «Дом алхимика» – будь роман написан.

В набросках он называет Дараш-Кога… езидом!

Ну, извините, синкретическая секта иракских курдов, возникшая в XII веке, парфянским «великим родам» никак не ровня от слова «отнюдь».

Васпухран езидов бы в дом не пустили. Особенно васпухран, посвященные «в кошмарные мистерии секретного доадамова искусства, которое позволяет разъять человека на множество составных частей, способных жить сами по себе» – именно к таким людям и относился Дараш-Ког.

Это сейчас курды демонстративно принимают езидизм, чтобы подчеркнуть свою солидарность с езидами. Но до очень недавнего времени езиды вообще никого посторонних к себе не принимали.

И, конечно, венцом всего является – дочь Дараш-Кога!

Перевод о её внешности и сущности с помощью Гугла Всемогущего:

«Его дочь, великолепный, цыганский дикий молодой, красивый человек, безграничный в любви и ненависти. Она также является художницей и иногда выступает в роли жонглера на различных шоу и секретных фестивалях, которые проходят каждую ночь в кинотеатре на первом этаже».

Явная предтеча ромеровской «Дочери Фу Манчу» (1931). Это прямо для B-movie, взамен осточертевших экранизаций комиксов Marvel. Мы давно не заглядывали в богемные театрики времён нуара, а там она (в брюках турецких женщин) прямо-таки ждёт съёмочной группы.

Кальянная в неустановленном городе ФРГ, картина маслом (Гуглом, извините):

«За кофейным столиком сидит белобородый Дараше-Ко с серо-голубым тюрбаном. Табачный дым настолько густой, что многочисленные странные гости, которые сидят тихо, читают газеты, играют в домино и шахматы, могут рассматриваться только как смутные узоры. Дочь Darasche-Kohs, в брюках турецких женщин, приносит пухлого, гладко выбритого джентльмена, который носит древнеримскую тогу и лавровый венок на своей лысой голове (он оказывается киноактером с первого этажа и позже играет) Император Нерон) Кофе и Наргиле».

Так и слышится фоном песня «За тебя калым отдам» в немецкой версии – «Lass das Blut in meinem Herzen wüten, ich brauche deine Liebe!»

Как хорошо, что он это не написал…
Tags: sf, Иран, записная книжка, мистика, статьи, фантастиковедение
Subscribe

  • Хлип - Считалочка

    Одна из песен Хлипа в трилогии "Война кукол". Сделал клип Леха Ильин Исполнители Владимир и Анастасия Логиновы Авторы текста Людмила и…

  • Киберпанк с макро-куклами

    Сцена из фотосессии.

  • Шестнадцать лет назад...

    ...а именно 23 апреля 2005 г. в Санкт-Петербурге состоялась ролевая игра по "Войне кукол". Позже фотографии с игры дошли до нас, и нам…

  • Задолго до "Войны кукол"...

    ...были в литературе другие отдалённо похожие войны, увы, очень сильно отмеченные злободневностью. Но, как говорил Ихара Сайкаку, "С давних…

  • Для Песаха в самый раз будет

    Отдельное спасибо elfiyahu за содействие " Джомар Мошковиц, 41 года, разведённый, бывший сотрудник военно-научного центра…

  • "Война кукол" и "Detroit: Become Human"

    29 марта 2021 г. на ФантЛабе появился интересный отзыв на "Войну кукол". Автор отзыва - Антонов Артем Михайлович (МГУ,…

  • "Отныне я живая..."

    И не особо я люблю японцев, но в "Надувной кукле" (2009) они в сто раз добрее швейцарцев с их адской "Пастушьей куклой"…

  • Чёрная роза

    Рассказ 1997 года по мотивам мифологии мира Форрэйс Автор - Людмила Белаш Это было так давно, что на земле не осталось человека, который мог бы…

  • Чашка воды для усталого всадника

    Рассказ 1997 года посвящён миру Форрэйс, где и происходит действие Вечерней порой ехал по горной дороге всадник на коне цвета камня. Солнце уже…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments

  • Хлип - Считалочка

    Одна из песен Хлипа в трилогии "Война кукол". Сделал клип Леха Ильин Исполнители Владимир и Анастасия Логиновы Авторы текста Людмила и…

  • Киберпанк с макро-куклами

    Сцена из фотосессии.

  • Шестнадцать лет назад...

    ...а именно 23 апреля 2005 г. в Санкт-Петербурге состоялась ролевая игра по "Войне кукол". Позже фотографии с игры дошли до нас, и нам…

  • Задолго до "Войны кукол"...

    ...были в литературе другие отдалённо похожие войны, увы, очень сильно отмеченные злободневностью. Но, как говорил Ихара Сайкаку, "С давних…

  • Для Песаха в самый раз будет

    Отдельное спасибо elfiyahu за содействие " Джомар Мошковиц, 41 года, разведённый, бывший сотрудник военно-научного центра…

  • "Война кукол" и "Detroit: Become Human"

    29 марта 2021 г. на ФантЛабе появился интересный отзыв на "Войну кукол". Автор отзыва - Антонов Артем Михайлович (МГУ,…

  • "Отныне я живая..."

    И не особо я люблю японцев, но в "Надувной кукле" (2009) они в сто раз добрее швейцарцев с их адской "Пастушьей куклой"…

  • Чёрная роза

    Рассказ 1997 года по мотивам мифологии мира Форрэйс Автор - Людмила Белаш Это было так давно, что на земле не осталось человека, который мог бы…

  • Чашка воды для усталого всадника

    Рассказ 1997 года посвящён миру Форрэйс, где и происходит действие Вечерней порой ехал по горной дороге всадник на коне цвета камня. Солнце уже…