belash_family (belash_family) wrote,
belash_family
belash_family

Categories:

Игрушки наследника Тутти

(к 40-летию одного культурного явления)

00

Превращение человека в куклу (и обратно, если повезёт) - мотив в фантастике не самый частый, но используется он ярко и метко. Достаточно вспомнить Одоевского («Сказка о том, как опасно девушкам ходить толпою по Невскому проспекту», 1833), Баума (музей короля гномов Ругеддо в «Озме из страны Оз», 1907), Меррита («Гори, ведьма, гори!», 1932), Витковича и Ягдфельда («Кукольная комедия», 1961).
Интересное включение такого рода есть в кукольном (опять-таки) мультфильме «Разлучённые» (1980) по мотивам повести Юрия Олеши «Три Толстяка» (режиссёр и автор сценария Николай Серебряков). Эта линия занимает в 29-минутной ленте едва 2 минуты, но заслуживает отдельного внимания и, возможно, превосходит по значению все новшества, которые сценарист внёс в сюжет.
Честно сказать, Николай Серебряков заметно изменил «Трёх Толстяков». Романтическую историю, где сказочного минимум, он превратил в пугающую готику для детей школьного возраста, насыщенную мрачными мотивами и образами вроде химер Босха.
Более того, в подаче образов невольно чувствуется ровесник сценариста - Джин Шарп, точнее, его книга «Политика ненасильственных действий» (1973), та её часть, что посвящена «социальному отвержению».

Три Толстяка, их сторонники и силовики представлены как инфернальные уроды, креатуры или роботические манекены, обитающие во тьме. Потерпев поражение, силы зла превращаются в крабов, в куриные ощипанные мумии, в рыбьи скелеты - бррр!.. Разумеется, такая нечисть недостойна жить и как бы по умолчанию находится вне закона. То ли дело народные силы добра - они все как один «люди с хорошими лицами», а руководят ими бродячие артисты, в ходе клоунады высмеивающие власть имущих. Мотив «Надо зло обхохотать, и тогда оно само исчезнет» тоже не вчера выдуман. Сорок лет спустя (да, у мульта юбилей!), в наши дни «цветных революций», мультфильм может иметь успех и будет правильно понят, кем надо.
Вопрос о том, был ли Серебряков знаком с идеями Шарпа, мы оставим за кадром. Но как человек родом из столичной культурной элиты - мог, и вполне.
Для нас важнее другое - автор сценария наделил антигероев сверхъестественной демонической сущностью и властью над природой. Три Толстяка в мультфильме - трёхглавый монстр, их клика и слуги - нелюди, их солдаты - ходячие доспехи (и солдатские кони тоже!). И если безликие солдаты просто выходят из строя, как сломанные роботы, то свергнутые хозяева жизни теряют даже подобие людского образа, словно с них спадает маскировочная аура наваждения, как с пришельцев в фильме «Чужие среди нас».
Так вот, сей дракон о трёх головах озаботился подготовить компанию наследнику Тутти, чтобы он а) не скучал в жутком дворце усыновителей и б) получал воспитание, подобающее наследнику триумвиров тьмы.
Странно, но куклу - копию сестры Тутти, - Толстяки заказали мастеру на стороне, хотя и сами очень даже кое-что умели. Единственное объяснение - как сопричастные тёмной силе, они могли творить или изменять объекты лишь путём искажения и зловредительства, подобно Морготу.
Итак, где-то за кадром они взяли пятерых детей и превратили их в игрушки, более-менее соразмерные ребёнку. Когда Тутти оказался во дворце правителей, эти пятеро уже свыклись со своим новым бытием, сработались и, окружив кровать, на которой спал новоявленный принц, спели ему программирующую песенку о том, как он станет Толстяком и унаследует всё имущество предшественников.
Мальчик пропаганде не поддался и (не без влияния куклы-сестры) принялся играть с уродцами как с обычными игрушками. Доброта и мягкость наследника пришлась куклам по душе, стали налаживаться нормальные отношения, но тут обеспокоились Толстяки. В их-то планы входило воспитать волка с железным сердцем! Поэтому Толстяки открытым текстом предупредили кукол (автор текста - Давид Самойлов):


Игрушки, до нас доходят слухи,
Что с принцем играют не в нашем духе.
Смотрите, не то мы покончим со злом -
Уволим, развинтим, отправим на слом.


Струсившие игрушки не знали, как быть, только дрожали от страха. Но тут, на счастье, подоспела революция. Небо стало голубым, люди забегали, зазвучала оптимистическая песенка, к администрации вернулся истинный облик - и к её жертвам тоже, поскольку исчезло электромагнитное поле зла.
Как всегда бывает в романтических историях, дальнейшая судьба персонажей не прослеживается. Ясно только, что Тутти и Суок уехали в голубой горизонт на цирковом фургоне, чтобы до конца дней зарабатывать на хлеб акробатикой на шумных торжищах и людных площадях. Эта невнятность финала была ещё у Олеши - видимо, изжить её нельзя.
Но как быть с детьми, превращёнными магией Толстяков в игрушки?
Достаточно представить себе их историю в лицах - дух захватывает.
Во-первых, их крадут. Если традиции компрачикосов водились в этом царстве-государстве, то население уже в общих чертах было осведомлено о том, кто и зачем похищает детей. Само сознание, что их превратят даже не в придворных евнухов, не в карликов-шутов, а в шевелящиеся одушевлённые вещи, должно приводить людей в ужас.
Во-вторых, представьте ощущения детей, которые подверглись этой пластической малефикации. Обнаружить себя с клювом вместо рта, с колёсами вместо ног, с механизмом в животе... Положим, дети ко всему быстрее привыкают (и с этим превращением игрушки в конце концов освоились, стали работать как команда, хотя и дрались порой между собой), но это переживание не из тех, какие можно пожелать.
В-третьих, когда колдовство закончилось, дети вновь стали сами собой и, наверное, со всех ног пустились к своим родителям. Но память о жизни во дворце и об игрушечной команде останется с ними. Что общего сохранится у них?.. Если присмотреться к девочкам (их двое среди бывших игрушек), то они одеты нарядно, богато - кто они, из какого сословия? Быть может, Толстяки таким образом карали неугодные им патрицианские семейства?
Как видите, за короткой, из двух минутных и одного четырёхсекундного отрывка состоящей линии выглядывает сложная, драматическая история, ожидающая того, кто ею займётся. Николай Серебряков дополнил историю о Трёх Толстяках великолепным вымыслом, который имеет и самостоятельное значение, и родство с одной из давних фантастических традиций.


Теперь немного хронологии и скриншоты.

5.49-06.53 – песня игрушек у кровати Тутти



09.49 – второе явление игрушек
10.13 – появляется глаз слежения
10.15-10.49 – песня Толстяков, обращённая к игрушкам
25.05-25.09 – обратное превращение игрушек


Собственно игрушки крупным планом (названия их условные) -

Зубатка (младшая девочка)
Зубатка

Окатыш (младший мальчик)
Окатыш

Дударь (средний мальчик)
Дударь 02

Цапля-Жаба (старшая девочка)
Цапля-Жаба

Доска (старший мальчик)
Доска

Дударь, вид сбоку - это автоматон
игрушки 02

Игрушки дерутся
игрушки 03

Игрушки возвращаются в образ людской
игрушки превращение 01

игрушки превращение 02

игрушки превращение 03

игрушки превращение 04

игрушки превращение 05
Tags: fantasy, СССР, записная книжка, клипы, мультфильмы, символика, фантастиковедение
Subscribe

Posts from This Journal “фантастиковедение” Tag

  • Пророчество Хулио Кортасара

    Всё уже сказано, надо только найти сказанное и понять. Миниатюре Кортасара "Маленький рай" ("Un pequeño paraíso"),…

  • "Погаснет злой Талцетл над миром"

    Плодотворная дискуссия с misha_makferson на просторах поста о возможностях (и невозможностях) Марса в версии "Аэлиты" привела…

  • "Какими молниями вы напугаете людей, сидевших в окопах Вердена?"

    В посте о Марсе (версия "Аэлиты") мне задали этот вопрос и я, честно сказать, был озадачен. Поиск сведений о мощности шаровой молнии…

  • Шанс для Марса

    Большое спасибо bvi, напомнившему о программной речи Тускуба, генсека панмарсианского Совета Инженеров - " Мы не спасём…

  • В дополнение к миру АБС

    Названное мною ранее - не самое впечатляющее, что ожидает при серьёзном погружении в мир Братьев. Поскольку отсчёт достижений у них начинается…

  • "Война кукол" и "Detroit: Become Human"

    29 марта 2021 г. на ФантЛабе появился интересный отзыв на "Войну кукол". Автор отзыва - Антонов Артем Михайлович (МГУ,…

  • Подумалось

    В мире, развивающемся по замыслам Стругацких от Рассвета к Полдню, обязательно будет Израиль. Хотя бы потому, что 1940-ые годы происходили в том…

  • О хронологии "Франкенштейна"

    Всё действие романа миссис Шелли укладывается в 1791-1799 годы. В декабре тысяча семьсот [ неопознанного] года Роберт Уолтон начинает своё…

  • Вынесено из комментов

    Беда научной фантастики (и породившего её человечества тоже) в том, что люди не в состоянии представить этику и мышление разумных существ…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments