belash_family (belash_family) wrote,
belash_family
belash_family

Category:

Об антологии "Русское железо" (2015)

http://fantlab.ru/work744613


Источник - http://s014.radikal.ru/i328/1408/62/a558744dc736.jpg

Фантастика «Русского железа» начинается с обложки, как театр с вешалки -

Вроде, в условиях конкурса сказано: «Русская железячная тема». А на обложке – лавкрафтов Elder Thing с тентаклями, только вверх ногами и без крыльев. Нет, по прочтении-то уясняешь, что это российский продвинутый нейрокомпьютер, выращенный безумным учёным из мёртвой плоти, но вчуже поначалу страшновато. С дрожью ожидаешь фхтагна.
Однако первая повесть «Русский щит, или Конец Большой игры» Дмитрия Федотова вполне в рамках заявленной темы. Мастерски, красиво и увлекательно написанная вещь с отличным знанием исторических реалий и умелым переходом их в альтернативу. Персонажи зримые, бэкграунд красочный, и новый разворот Большой Игры читаешь с удовольствием. В меру и соразмерно эпохе представлено военное железо, боёвка добротная – работа профессионала на высокую оценку.
А вот дальше нас подстерегает фхтагн. Он таится в сочинении «Под полуночным солнцем» Вероники Ливановой. Хребты Безумия находятся у антиподов, в Антарктиде, а наш запредельный довременной ужос – арктический, родной и близкий.
Не вдаваясь в спойлеры, кратко о триллере – на тайной базе в Арктике россияне вырастили квазиживой и псевдоразумный компьютер, превосходящий всё. Отношения творца с шевелящимся компом укладываются в схему «Садох и Мазох». Естественно, на базе начинает твориться нечто странное. Туда отправляют спеца по работе с психопатами-маньяками. Примерно как Криса Кельвина на Солярис, только здесь гендер другой. Все персонажи очипованы прямо в мозг, чипы едва не читают их мысли, чтобы переслать по e-mail в ФСБ.
Пробираешься через макаберный, кровавый лабиринт повести, втайне желая вернуться к Федотову, а память подсказывает: «Что-то знакомое есть в этом киберпанке, да?»
Году в 1895-ом Роберт Чэмберс написал «Жёлтый знак», сводящий с ума любого читателя (Лавкрафт тоже пострадал). Не тема, но схема «Жёлтого знака» весьма сродни повести Ливановой – ознакомьтесь и убедитесь. Хотя между 1895-ым и 2015-ым лежит немало других сочинений той же схемы, среди которых бочком затесалась и «Матрица».
Речь идёт о воплощении неоклассической схемы (впрочем, уже «Гипнэротомахия Полифила» того же рода – 1499 год!) средствами биотехнологического хоррора с элементами прикладной психиатрии. Вопрос лишь в том, насколько классно тот или иной автор воплотит. Но если в «Русском щите…» фоном звучит «Гром победы, раздавайся!», то здесь новаторские открытия «на просторах нашего Отечества» вызывают несколько иной настрой, напоминающий о строках Чэмберса: «Теперь оставалось только молиться Богу. Я могу рассказать и больше, но не знаю, какую пользу это принесет миру. Что же касается меня, то я уже потерял человеческую помощь и надежду».
Однако тема ответственности учёных за тех, кого они приручили – налицо, потому оценка должна быть средневзвешенной между печалью и надеждой.
«Вредители» Далии Трускиновской прелестны, но оказались в теме антологии как Женя Лукашин в квартире Нади Шевелёвой, попутав город. Из техники в сюжете только автобус с дирижаблем, да и они важны лишь постольку, поскольку героические домовые на автобусе едут, а на дирижабле летят. Милые пушистые домовые заполняют собой весь сюжет, а их доходящие до драки отношения со зловредной англоязычной роднёй – весь конфликт. Где тут русское железо – поди, догадайся. Мы решительно согласны с тем, что наши домовые (даже домовихи!) круче вражьих гремлинов, и за это повести большой плюс, но всё же домовой народ вне темы сборника.
Литературную часть антологии завершает «Смерть на Ганимеде» Юрия Максимова. Помянутые в ТЗ «технологии, изобретения, открытия, инженеры, ученые и т.п. на просторах нашего Отечества», вернее, в узостях промышленной базы на Ганимеде представлены не слишком обширно. Если не сказать «никак». Их ощутимо теснит тема замкнутого разноплемённого коллектива, озабоченного тем, как заработать и свалить, попутно нарастив ЧСВ за счёт унижения других членов команды (Садох и Мазох тоже участвуют, в образе широко известной «суровой госпожи Лотты»), а если не удаётся, то заливать ум этанолом или торговать оным из-под полы. Среди людей будущего ходит одинокий русский, страшный всем из-за того, что ему в аварии отшибло чувства и теперь он «всё может». Вот эта фигура текст и спасает – она одна воплощает честь и совесть, у прочих героев отсутствующие, и когда доходит до крайности, только на русского и можно положиться. И хотя русский у автора получился слегка дистиллированный, персонаж запоминается и вызывает отклик. Из симпатии к герою (остальные родились только затем, чтоб выгодно оттенять его) оценка достаточно высокая в пределах возможного.
Подводя итоги литчасти, суммируем – русскость и железность от текста к тексту умаляются, доходя до минимума.
Зато на «Статьях» чувствуешь, как возвращается тонус, совсем было погашенный угрюмой «Смертью на Ганимеде». Две статьи Володихина последовательно оживляют интерес читателя к литературе и жизни, поколебленный литчастью. К фантастике эти статьи не относятся, а вот к России – очень даже, «до боли сердечной» заставляя задуматься о том, как живём, и что дальше. Может, впрямь идти к Полярной звезде, добраться до нейрокомпьютера с тентаклями, утопить его в проруби и жить собственным умом, не передоверяя свою судьбу биотехническому отродью?..
Особо выделяется ярко, даже эпатажно написанное эссе «Позвони мне прямо в печень» Евгении и Ильи Халь. В отличие от других футурологов раздела авторы не только знают, о чём пишут, но и подать свои рассуждения умеют с огоньком, метко, почти по заветам Хораса Уолпола – вести от мысли к мысли. Даже если перо иногда мелькает слишком бойко, ради красного словца. Читатель равнодушным не останется.
Общие выводы: антология, заявленная как «Русское железо», в полной мере таковой не является. Словно в бутылке с этикеткой «красное сладкое» налито белое сухое. Тоже продукт достойный, но – иной. Где-то на этапе составления произошёл сбой или дорогу перебежал зверёк попых (в попыхах всякое случается), вот и сложилось так, как сложилось.
И это следует иметь в виду, приступая к чтению.

707
Источник - https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/736x/43/76/2e/43762e927e990a8fa515ac32fae0bf55.jpg
Tags: Творчество друзей, иллюстрации, книги, книги других авторов, конкурсы, обложки, отзывы, рецензии
Subscribe

Posts from This Journal “отзывы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments