belash_family (belash_family) wrote,
belash_family
belash_family

Categories:

Экранизация R.U.R.

Странно, что такая сильная и выигрышная для кинофантастики вещь как пьеса Карела Чапека «R.U.R.» экранизировалась всего дважды - в Англии, в 1938 и 1948 годах (фильмы соответственно продолжительностью 35 и 60 минут). Театральные постановки бывали чаще, и сейчас бывают, но - ни одна из них событием не стала.
А ведь казалось бы, тема грандиозная. Искусственный интеллект, становление его эмоциональной сферы и личности, появление лидеров среди роботов, а у лидеров - своих целей, враждебных людям. Проблема человечества, перевалившего на роботов весь труд и от праздности даже забывшего, как плодиться и наполнять землю. Далее - истребление человеков, утративших понятие о самозащите. Наконец, робкая надежда, что т.н. «роботы Галля», более совершенные, чем рядовые трудяги, разовьются и станут новой расой людей.
Если не акцентироваться на пафосном финальном монологе Алквиста, состоящем из беспочвенных благих упований, кино могло бы получиться сильное, с серьёзным метасмыслом. Даже особых спецэффектов не потребуется, можно вытянуть на актёрской игре. Хотя с последней в SF-movies ныне большие проблемы - там царит хромакей, а игра, зачем она?
И вот промелькнула весть, что Джеймс Кервин - режиссёр артхаусный, неплодовитый, слегка замороченный на винтаже и латексе, - решил таки ударить Голливудом по Россуму и насладить нас экранизацией Чапека. Почти к столетию премьеры «R.U.R.».
Для начала он снял тизер «R.U.R.: Genesis» (2013) с расчётом заинтересовать аудиторию. Само кино обещано к 2017-му, с таким анонсом: «Биороботы, созданные путём генной инженерии, восстали против человечества и объявили ему войну на уничтожение. Последние люди на Земле оказываются в ловушке в штаб-квартире крупнейшей биотехнологической корпорации…»
Что ж, вполне созвучно эпохе. И отрадно, что Кервин удержался в рамках Чапека и не анонсировал восстание наноботов.
Но тизер скорее не про «R.U.R.: Genesis», а про возвращение старой доброй Барбареллы, только роботической и в нескольких экземплярах. Биотехнологии же. Клонирование.
Со стилем 1960-ых всё нормально, стиль на месте. Некоторая нарочитая топорность и тряпочность интерьеров и нарядов - присутствует. Мотивы подиума, жёсткого пинапа и винтажного «Плейбоя» царят в кадре. Футуристическое оружие поражает прямо в душу.
А хотелось бы робо-дизельпанка той эпохи, когда «R.U.R.» родился. Тогда и Шарикова смастерили, и головы собакам пришивали - вполне можно и представить, и изобразить био-дизель. У Чапека же всё описано предметно! Дежи, где замешивается био-тесто, и в каждой приготовляется материал сразу на тысячу роботов. Кади для производства печеней, мозгов и так далее. Костяная фабрика, прядильни нервов, сухожилий и лимфатических  сосудов. «Всё это поступает в монтажный цех, где собирают роботов, знаете, как автомобили». Дизель 146%!
Или уж спроецировать «R.U.R.» на сто лет тому вперёд, согласно юбилею пьесы, и прочесть тему в реалиях «ближнего прицела» - тоже вариант.
Но - «Воля иконника Пятницу на коне, а Егорья пешим писать». Как снял, так снял. И придётся смотреть. Но и оценки будут с учётом всего вышесказанного.

А пока – вот он тизер:

И другие созвучные видеоплюшки -

Перформанс по «R.U.R.»

«R.U.R.» - домашнее видео, снятое на коленке

«R.U.R.» в театре
Tags: кино, отзывы, статьи
Subscribe

Posts from This Journal “статьи” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments

Posts from This Journal “статьи” Tag