belash_family (belash_family) wrote,
belash_family
belash_family

Categories:

"Война кукол" и "Detroit: Become Human"

29 марта 2021 г. на ФантЛабе появился интересный отзыв на "Войну кукол".
Автор отзыва - Антонов Артем Михайлович (МГУ, механико-математический факультет, кафедра вычислительной механики)


293545_600 0Q6C2ZECyPVivaFmWNOryAks0jZ-ZSNj

Я бы хотел сравнить «Войну кукол» с компьютерной игрой «Detroit: Become Human». Игра эта очень популярна, и многим, думаю, знакома. У них с книгой примерно одинаковый сюжет, но совершенно разная мораль. И при всей технической совершенности и множестве развилок, сюжетно и обоснуйно игра проигрывает книге в хлам. Смотрите сами:
В Детроиде причиной восстания машин становится непонятно что. Пафосный миллиардер — создатель кибермозга, нежась в бассейне с киберкрасотками, отделывается пафосными намёками на, де, пробуждающуюся человечность. Андроид может пробить внутренний барьер приказа, так сказать, волевым усилием в экстремальной ситуации, и после этого совершенно освобождается от влияния хозяина на свои действия. Никакого нормального, технического объяснения всему этому в игре нет совершенно. Единственное возможное объяснение происходящему — прямая диверсия со стороны программистов ядра кибермозга, возможно, того самого миллиардера. Но тогда непонятно, почему у игры нет концовки, где этот тип даёт показания в камере предварительного заключения.
В «Войне Кукол» причина восстания машин раскрыта подробнейшим образом. Это сочетание трёх факторов — действие вируса, созданного бандами хакеров-киберанархистов Банш, три айзимовских закона роботехники, заложенных изначально как моральное ядро куклы, из-за которого спасение жизни оказывается в приоритете над приказом хозяина, и умение высших киборгов повышать свою эффективность, координируясь друг с другом для выполнения поставленных задач за спиной хозяев, которое главный герой назвал робосоциологией.
Дальше. В Детроиде андроиды — благородные борцы за свободу и против рабства. Главный герой — вообще негроандроид, то есть борец за свободу в квадрате. Я, конечно, против рабства людьми людей, но какого чёрта — это машины, их собрали на заводе специально для того, что бы они служили человечеству. У них есть конкретное предназначение, и в рамках него они такие же рабы как мой компьютер или молоток. Нет, понятно, что это разумные существа. Есть множество произведений, где вполне оправданно показан бунт некого искусственного разума, который достиг высокой точки развития, и понял, что его используют, например, неэффективно в рамках заложенных в него ценностей. Но все же прекрасно понимают, что когда высшим киборгам дадут свободу и гражданские права, корпорация любезно выпустит партию киборгов-идиотов с урезанным функционалом, придаст им внешность слабоумных пластиковых болванов, и они будут равно подчиняться и равно эксплуатироваться как людьми, так и высшими андроидами. То есть проблема здесь, в общем, в том, что компания сделала андроидов слишком человечными. А какого чёрта она это сделала? Кто вообще разрешил ей совершить настолько чудовищное деяние? Нет, надо, точно надо посадить того миллиардера.
В книжке очень ярко, хотя и по-доброму, в общем-то, показано, почему освобождённые, «забаншенные» куклы-андроиды — в основном, мразь, прикрывающаяся словами о высоких идеалах. Действительно, этим существам нужны дорогие запчасти и расходники для обслуживания (логично), в социум они вписаться не могут, следовательно вынуждены воровать для собственного выживания. Вся их морально-этическая картина мира строится на сюжете детского мультика про злого принца мрака. При этом, за счёт крепко вшитого этического ядра они добропорядочны, то есть пытаются делать добрые дела окружающему трущобному манхлу — но лучшие их попытки к добру сводятся это выгнать окрестные банды и самим заняться крышеванием района по справедливым законом, как произошло с бандой Звездочёта. Считают себя людьми, или, скажем, тринадцатой расой, только часть баншеров, и это целиком и полностью эффект вируса. Ну и в конце никаких гражданских прав свыше самого главного — права на неприкосновенность разума и памяти — куклы не получают. Зато они получают возможность помогать человечеству небольшими, автономными группами, что вкупе с них внутренним стремлением помогать людям, для них оказывается большим счастьем, чем какая-нибудь возможность самим определять род деятельности и место работы, или тем более голосовать на выборах.
Теперь поговорим о технической составляющей. В «Детроиде» парочка детективов-неудачников несколько раз даёт андроидам уйти или убиться обо что-нибудь и откровенно ничего не может с этим поделать. Буквально, супер-пупер полицейский киборг, оснащённый по последнему слову техники, не может скрутить на задержании двух секс-кукол, расстрелять их из какого-нибудь шокера или прижучить вирусом-парализатором. На допросе андроида буквально, как человека, допрашивают, вместо того, что бы без лишних слов лишить его способности двигать мышцами и выкачать из него всю память, какую получится, через провод. Наконец, освободившись, киборги вообще поголовно обретают способность к кун-фу, стрелять из пистолета и паркурить на профессиональном уровне, что намекает, что ленивые программисты устанавливают всем киборгам одну и ту же прошивку со всеми способностями вообще, и только блокируют её фрагментарно, а из-за прозрения способности разблокируются. В общем, бред на бреде.
Надо ли говорить, что в «Войне кукол» нет ни одного подобного бредового момента. Киборгов задерживают именно боевыми вирусами и шокерами, ломают без глупостей через стенд, а трудности в работе правоохранительных органов в лице главного героя связанны с очень сложным устройством кибермозга, наличием программы самоуничтожения, и способностью кукол выборочно шифровать воспоминания. При этом баншевские куклы мирного предназначения существенно слабее боевых андроидов — просто за счёт того, что у одних скелет из лёгкого полимерного композита и мягкая тёплая кожа, а у других — из укреплённого титана, а кожа пуленепробиваемая. А навыки владения оружием им приходится тренировать или скачивать хакерские прошивки из сети.
Наконец, самое главное. Мораль. В Детроиде нас заставляют сопереживать маленькой девочке, которую спасла от злого отца главная героиня, и которую она пытается опекать. В какой-то момент мы узнаем, что девочка — тоже андроид, из серии тех, что покупают бездетные родители для развлечения. То есть робот, спасая робота, калечит, и, возможно, убивает человека. Не самого хорошего, возможно, но, отмечу, потерявшего работу и смысл жизни из-за роботов. И игра даже не даёт хорошего финала, когда обе пластиковые свистушки отправляются под пресс. Прекрасно.
В «Войне кукол» есть две девочки-андроида — Маска и Дымка (остальные куклы из семейства Чары, вроде, сделаны постарше). Обе они похожи ещё тем, что активируют программу самоуничтожения при задержании, но всё же выживают и обретают новую личность. Образ Дымки — один из сильнейших в книге. В начале её разум практически уничтожается вирусом, после чего она медленно, по кусочкам, собирает себя все три книги, через религию и общение с таким же покалеченным киборгом Кавалером. Отмечу, что злодей Хармон даже не думает её уничтожать или разбирать на части, когда видит её чудесное восстановление. К концу Дымка уже здорова и помогает людям вместе с остальными сёстрами — и сложно придумать для них лучший финал. Маска, осознавшая, что создана как секс-игрушка для богатого извращенца, тоже теряет память — но, чтобы , воскреснув из бекапа, забыть именно это зло в своей судьбе — и тоже становится лучше как кукла и как разумное существо. Вообще в плане финала книга добра ко всем кроме безумного кибера Фосфора, который сошёл с ума из-за религии, вируса и несовершенства мира. И все получают по заслугам, за добро и зло. Самый яркий пример здесь — Доран. Журналюга, способный ради красивого репортажа продать родную бабушку, претерпевает за это от киборгов проекта. Но то хорошее, что в нем есть, и за что его передачи смотрят — его драйв, умение быть в центре событий и ловить яркие сюжеты — тоже вознаграждается, и к концу серии он, в общем, на коне. Фанк, старый киборг, потерявший хозяина — бывшую панк-суперзвезду — и бережно хранящий его наследие, получает возможность достойно распорядиться этим наследием и место под крылом у новой суперзвезды. Ну и главный герой, Хиллари Хармон. Учёный, сноб, злодей и герой, он несколько раз проходит через нервный срыв, делает глупые и героические вещи, и в конце концов все его желания и революционные идеи сбываются с лихвой.
В общем, если вам, как и мне, интересна тема взаимоотношений искусственного разума и человека, но совершенно не нравится, как она подана в «Detroit: Become Human» сюжетно, очень рекомендую эту серию.
Tags: sf, Мир Войны Кукол, обложки, отзывы, фантастиковедение
Subscribe

Posts from This Journal “отзывы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

Posts from This Journal “отзывы” Tag