belash_family (belash_family) wrote,
belash_family
belash_family

Categories:

Ужас, летящий на крыльях ночи, или Источники и составные части Бэтмена

01
Источник изображения - https://66.media.tumblr.com/efd12eeaae77b18d0e3ec7cba5f5ece3/tumblr_ngjimiPQVa1qdm4tlo1_400.gif

Нет, это ещё не Бэтмен. Это кадр из французского немого киносериала "Les Vampires" (1915), второсортного криминального триллера.

К слову, сюжет "Вампиров" смутно напоминает события в Готэм-Сити: "Париж находится во власти террора, против которого полиция бессильна. Преступная организация, известная как Вампиры, совершает погромы, убийства, грабежи, похищения. Их поступки отличаются точностью и дерзостью. Ничего не известно о банде злодеев за исключением того, что у них во главе Великий Вампир и его соблазнительный партнёр, Ирма Веп" (из Википедии).

Сказание о Бэтмене начнём шансоном - "Нас с Нью-Йорка два громилы..."

Боб Кейн Кейн и Билл Фингер - создатели Бэтмена
99
Источник изображения - https://24smi.org/public/media/2017/10/27/11.jpg

Художник Боб Кейн (в девичестве Роберт Кан, с местечковыми восточно-европейскими корнями) и писатель Билл Фингер (по ходу, из галицийских ашкеназов) прославлены как создатели образа Бэтмена (1939), хотя официально единственным автором персонажа является Кейн.
Создавался Бэтмен как конкурент Супермену - в издательско-долларовом смысле, - а на деле был собран из нескольких источников, гл. обр. из немого фильма "Летучая мышь" (1926) и его звукового римейка "Шёпот летучей мыши" (1930), откуда было взято буквально всё, включая летуче-мышиный знак, проецируемый на стену. Заодно громилы-соавторы (это не шутка; сведущий ребе Симха Вайнштейн прямо намекает на их участие в уличных молодёжных бандах Нью-Йорка) приватизировали образ Джокера - они нашли его в фильме "Человек, который смеётся" (1928). Только роли персонажей поменялись - Бэтмен из преступника стал героем, а широкоротый Гуинплен из страдальца сделался злодеем и садистом. Хотя ребе Симха и для Джокера доброе слово нашёл, объявив его чуть не воплощением неунывающего национального духа, который шутками-прибаутками и невинными шалостями врачует раны своей измученной души.
Иными словами, авторы Бэтмена на полную катушку использовали "эффект узнавания" - вся аудитория разом вспомнила недавнее прошлое и потянулась на знакомый образ.
Впрочем, контрафакт авторам не в упрёк. Не они первые, не они последние так творчески заимствуют. Трудно же выдумать что-то принципиально новое. Но с авторскими правами в Штатах тогда что-то было не ладушки. Сейчас бы даже хуцпа не спасла - по судам затаскают. Однако ж, сошло с рук вчистую. Даже лавров удостоились.
Собственно, это небольшое искусствоведческое расследование предпринято из чистой любознательности. Ведь в иудаистской мифологии летучая мышь - нечистое животное и родня демонам; стали б евреи за это впрягаться?..
Хотя - парням из уличных банд всякая мифология сугубо фиолетова, в т.ч. праотеческая. Таких ребят правоверие одолевает лишь на склоне дней, где-то между развитым атеросклерозом и торжествующим Альцгеймером, по принципу Васеньки Буслаева "Смолоду много бито-граблено, под старость надо душа спасать". Сомнительно, что Кейн и Фингер были очень воцерковленные. Судите сами - золотое детство прошло на грязных улицах Бронкса, в кровопролитных тёрках с бандами ирландскими и итальянскими, которые тоже отстаивали свою этническую идентичность. Потом будущие креаклы остепенились, стали посещать теннисные корты (земляческие, конечно - в англосаксонском swell society тогда местечковую братию не слишком привечали, да и сефарды воротили от них нос), распускать перья перед девчонками и вообще пробиваться в люди. И тут вдруг предложение - превзойти успех Супермена или хотя бы поравняться с ним. Победитель получает много баксов!
В битве за популярность схлестнулись две однородные команды. Таки создатели Супермена - Джерри Сигел и Джо Шустер, - были соответственно детьми еврейских переселенцев из Латвии и беженцев с Украйны.
Вряд ли резонно объявлять Кейна и Фингера ловкими плагиаторами или компиляторами, работавшими в режиме "Я тебя слепила из того, что было". Чтобы смонтировать образ и поддержать его на плаву, им пришлось потрудиться. Но справедливости ради заметим, что именно ВЫДУМЫВАТЬ авторам не пришлось НИЧЕГО. И уникальным образ Бэтмена не является от слова "совсем". Всё, из чего образ состоит, было к 1939 г. готовеньким, созданным другими людьми, и без дела не лежало. Оправданием для авторов является другое - все источники и составные части Бэтмена были выдуманы давным-давно и анонимно, и некогда их так же беззастенчиво присвоили другие креативщики, чтобы заработать детишкам на молочишко.

Итак, пройдёмся коротко по образам и смыслам, которые в 1939-ом как бы неожиданно слились в фигуру благородного богатенького буратины, скачущего ночами по крышам в маске и плаще, чтоб покарать козла и воцарить бобра.

В Европе с кожистыми крыльями принято было изображать сами знаете кого -

Блаженный Августин и дьявол, картина XV века
02
Источник изображения - https://i2.wp.com/nsae02.casimages.net/img/2014/12/29/141229033605949810.jpg

Неудивительно, что с такими же крыльями изображали и т.н. Равеннского монстра, родившегося в 1512 году -
03 03_2
Источники изображений –

Затем, в первой трети XVIII века, западную Европу обуяла паника по поводу вампиризма, начавшего дранг нах вестен из восточной Пруссии и славянских владений Габсбургов. Развитие СМИ в форме газет (и печатного дела вообще) способствовало тому, что вскоре информация о вампирах стала достоянием каждого грамотного и даже полуграмотного человека.
Поскитавшись немного по страницам литературы и театральным подмосткам, вампиры обрели характерный - длинный чёрный, - плащ, ставший с тех пор униформой ночных монстров.
С начала XIX века в Англии стали появляться сведения о призрачных (или похожих на призраков) существах, которые ночами нападают на одиноких прохожих.


04 04_2
Источники изображений –

Наконец, в 1837 году наблюдения, длившиеся примерно четверть века, оформились в образ Джека-Попрыгунчика (aka Джек-прыгун или Джек-пружинки-на-пятах). Период максимального буйства Джека был в 1850-1880-ых, потом он исчез и в последний раз явился людям в 1904-ом, за без малого семьдесят лет породив целый потоп бульварной литературы "про Джека". Крылатый плащ был неотъемлемой частью этого персонажа городских легенд -

05
Источник изображения - http://s020.radikal.ru/i702/1502/5d/696cf767a176.jpg

05_2 05_3
Источники изображений –

05_4
Источник изображения - https://library.osu.edu/blogs/cartoons/files/2013/05/SHJ4.jpg

Джек на обложке 1886 года -
06
Источник изображения - https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e0/Jack4.jpg

А вот его изображение образца 1890 года. Почти Бэтмен! И шлем с ушами, и плащик с намёком на крылья -
07
Источник изображения - https://i.pinimg.com/736x/e7/6d/f9/e76df913c39bda351132e4746cc98909--book-illustrations-pennies.jpg

С годами Джек мельчал и мутировал в заурядного кладбищенского монстра -
08
Источник изображения - https://horrorpediadotcom.files.wordpress.com/2013/02/spring_heeled_jack.jpg

В наши дни образ Джека окончательно опошлился - всё больше он изображает треш и алиенов -
09
Источник изображения - http://purehistory.org/wp-content/uploads/2013/11/0005h0h7-1.jpeg?lbisphpreq=1

09_2
Источник изображения - https://i.pinimg.com/originals/bd/bd/3e/bdbd3ea1433a9b1d09d6bbd49f0bb2c5.jpg

09_3
Источник изображения - https://horrorpediadotcom.files.wordpress.com/2013/02/springheeled-jack.jpg

Жару Англии подбавил сериал готических ужастиков "Варни-Вампир, или Кровавый Пир", выходивший в виде грошовых иллюстрированных брошюр "penny dreadfuls" в 1845-47 г.г. (одновременно с сериалом о Суини Тодде) и вышедший как книга в 1847 году - сочинение из 220 глав и примерно 667000 слов! Брэм Стокер со своим Дракулой отстал от этого эпоса ровно на полвека. Присмотревшись к обложке "вампирского пира", вы без труда найдёте там и знаковый широкий плащ, замаскированный под саван, и крылья нетопырей...

10
Источник изображения - https://womenwriteaboutcomics.com/wp-content/uploads/2016/10/VarneyCover.jpg

Далее был фильм "Знак Зорро" (1920) с Дугласом Фэрбенксом (персонаж Зорро создан Джонстоном Маккалли в 1919-ом по мотивам истории ирландского авантюриста XVII в. Уильяма Лампорта, приключавшегося в Мексике).
Кейн и Фингер искренне говорили, что заимствовали из фильма мотив богатого и влиятельного человека, который живёт двойной жизнью и по ночам в маске борется за справедливость. Однако образ Зорро-Фэрбенкса не только отец Брюса Уэйна (Бэтмена), но и внук Джека-прыгуна -
Раз прыжок -
11
Источник изображения - http://2.bp.blogspot.com/_SEgRJg7KOVk/TAvlm94RlUI/AAAAAAAACvM/tFCzFiUx7Sg/s1600/Mark+of+Zorro+1+-+lc+3.jpg

Два прыжок -
12
Источник изображения - https://farm9.staticflickr.com/8229/8462157189_4c1dc6a4d5.jpg

Фильм "Летучая мышь" (1926) -
13_01
Источник изображения - https://i.imgur.com/BNsCMH2.jpg

13_02 13_03
Источники изображений –

13_04 13_05
Источники изображений –

13_06
Источник изображения - http://2.bp.blogspot.com/-y7fvuWp3ZrI/Tjco18Mf96I/AAAAAAAAAQs/NjBGvy83m6c/s640/thebat_21.jpg

Затем - уже упомянутый фильм "Человек, который смеётся" (1928).
Ну-ка, попробуем отрицать "сходство до степени смешения"... Гуинплен-1928 - слева.
14
Источник изображения - https://i.ytimg.com/vi/djCnWMqe5yM/maxresdefault.jpg

Фильм "Шёпот летучей мыши" (1930)
Привет, Джекки! Ты снова с нами!
99_01
Источник изображения - https://m.media-amazon.com/images/M/MV5BNWE4Mzk1NTEtOTc4Ni00ZTc3LWFlZmQtNjdjOTM3Yjg1OWIxXkEyXkFqcGdeQXVyMTE2NzA0Ng@@._V1_.jpg

99_02
Источник изображения - http://www.notcoming.com/images/reviews/l/thebatwhispers.jpg

99_03
Источник изображения - https://static.squarespace.com/static/51b3dc8ee4b051b96ceb10de/51ce6099e4b0d911b4489b79/51ce61eee4b0d911b44a65ee/1343242301743/1000w/batwhspers7262012.png

Помог Кейну с Фингером и палп-мэгэзин "The Shadow" (Тень), издававшийся с 1931 по 1949 год - сериал о Тени, загадочном супергерое, который борется с преступностью и несправедливостью. Присмотревшись к образу Тени, нетрудно увидеть в нём кое-какие знакомые черты...

99_04
Источник изображения - http://2.bp.blogspot.com/-ZaKHljyycC8/TXR28vCdGtI/AAAAAAAAB-8/0dnXMfW71GI/s1600/13_shadow_1935_04_01_rozen.jpg

99_05
Источник изображения - http://www.dialbforblog.com/archives/582/shadow53.jpg

Вот, собственно, и вся история о тех фруктах, из которых был сварен компот "Бэтмен". Или об овощах, из которых замесили винегрет того же имени. Знаковой фигурой (впрочем, в ряду многих и равных) Бэтмен стал по тем же причинам, что и Супермен - "высок, строен, белокур", месит злодеев направо и налево. Плюс ещё летуче-мышиный плащ и ушастый шлем придавали ему злодейски-тёмного очарования, не забытого зрителями "The Bat" и "The Bat Whispers".
К нашим любимым тотемным героям он не относится - Бэтмен ряженый, а не урождённый сверхгерой. Джек-прыгун, при всех его несимпатичных чертах, как герой интереснее - в нём есть тайна, а Брюс Уэйн просто не наигрался в Зорро.
А закончился феномен сами знаете чем -

17
Источник изображения - https://i.imgur.com/7PzH8BB.jpg
Tags: арт, герои, записная книжка, кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments