belash_family (belash_family) wrote,
belash_family
belash_family

Categories:

ТЕНЬ ЗАБЫТОГО ПРОРОКА (доклад на ЗилантКоне-2013, часть 2)

Тень забытого пророка (Мани и манихейство)

Первая часть - http://belash-family.livejournal.com/4252.html

Проверка властью

В царствование шахиншаха Кавада I (488-496 / 499-531 гг.) Персия переживала тяжёлый кризис из-за неурожаев, иноземных нашествий и борьбы политических группировок. Чтобы подавить могущество мятежной знати, Кавад поддержал Маздака – проповедника гностической секты, возникшей ещё в III в. под сильным влиянием манихейства. Маздак стал верховным зороастрийским жрецом и самым доверенным советником царя. Носителем зла и тьмы Маздак объявил собственность, в т.ч. на женщин, поскольку она порождает зависть (в манихействе – движущий механизм зла). Лозунг маздакитов нам знаком: «Взять всё и поделить». Сорок лет маздакизм был официальной религией Сасанидской державы – это были годы террора, когда убивали всех несогласных с доктриной Маздака. Лишь в конце правления шахиншаха, его сын, будущий Хосров I Ануширван, убедил отца отказать Маздаку в покровительстве. Проповедник, верхушка секты и многие рядовые маздакиты были уничтожены – их зарыли заживо вниз головой, и страна, наконец, смогла вздохнуть спокойно.

Позже мусульмане заставили манихеев покинуть Ближний Восток, изгнав их в Среднюю Азию. Здесь «люди в белых одеждах» лет двести вели себя скромно, однако продолжали усердно проповедовать вдоль по Шёлковому Пути и нашли себе «экологическую нишу», где можно было развернуться, как следует.

В конце VII в. манихейство появилось в Китае, а в 732 г. оно было там официально разрешено, хотя перевод текстов Мани на китайский язык начался задолго до этого. Занимались этим «избранные», сведущие в буддизме и литературно одарённые. Среди китайцев манихейство стало весьма популярно, поскольку использовало буддийскую символику и представляло Мани как «Будду для бедных», в противоположность традиционному «Будде для богатых».

В 762 г. уйгурский каган Идигянь был обращён в манихейство, когда помогал танскому императору бороться с мятежниками. Год спустя – впервые в истории! – учение Мани стало официальной религией каганата. По сути, это означало, что власть в Уйгурии отныне принадлежит «избранным», а каган ведает лишь военными делами и визирует указы, которые сочиняют манихейские жрецы.

Создав свою собственную теократическую державу, «люди в белых одеждах» – нестяжатели, вегетарианцы и сторонники ненасилия, – наконец смогли показать себя во всей красе, а уйгуры – убедиться в правоте пословицы «Не дал бог свинье рог, а то б всех забодала».

Через три года каган изгнал несториан, потом буддистов, конфуцианцев. даосов… Любое иноверие преследовалось как противоречащее «учению Света», а чужие святыни разрушались. Манихеи принуждали уйгуров-кочевников отказываться от мясной пищи – пришлось тем заняться земледелием, чтобы не умереть с голоду. Религиозная перестройка во имя Света приобрела характер террора. Манихейские летописи тех времён гласят: «По всей земле люди и живые существа, чистые и добрые, защищались, а злые – уничтожались». Из-за несвойственного Уйгурии землепользования началась эрозия почв, появились пыльные бури, а нетерпимость манихеев приводила к вражде со всеми соседями.

Уйгуры терпели 16 лет, после чего отправили кагана, его сыновей и часть манихейской общины прямиком к богу света, а кто успел унести ноги – скрылись на Енисее. Ещё через 16 лет новая каганская династия Алп Кутлуга (795-805 гг.) силой восстановила в Уйгурии манихейскую веру. Но как ни старалась «люди в белых одеждах» создать идеальное вегетарианское царство, их усилия шли прахом. В середине IX в. ослабевшая уйгурская держава была разгромлена кыргызами, которые истребили всех манихеев, которых смогли поймать.

Китайцы, внимательно следившие за событиями в сопредельном государстве, встревожились и в 863 г. запретили у себя проповедь манихейства. Книги и священные изображения манихеев полагалось сжечь, имущество общин забрать в казну, а «избранных» выслать или даже казнить. Власти обвиняли почитателей Мани в «злоупотреблениях и возмущениях».

Но удар не достиг цели, избавиться от манихеев не удалось. За сто лет раздолья они успели приспособиться к китайским реалиям, ловко маскируясь под буддистов и в особенности под даосов. На юге Китая они регистрировали свои монастыри как даосские и, подобно даосам, занимались врачеванием и гаданием, в котором давно поднаторели. Среди простонародья манихеи славились как знатоки колдовства и магии, способные совершать чудеса, а также как мастера гимнастики, плавно переходящей в боевые искусства. Именно их среда несколько столетий порождала тайные общества-секты вроде «Белого Лотоса», лидеров и боевиков многих восстаний.

Точно так же кыргызский молот не расплющил, а расплескал манихейство по окрестным регионам. Горы и степи Саяно-Алтайского нагорья, Минусинская котловина, прозванная «Сибирской Италией», Тува, Енисейский каганат, киданьское государство Ляо, империя Чингисхана – всюду в той или иной степени сказывается влияние манихейства.

Следы его сохранились до сих пор – так, алтайский бурханизм именуется «белой верой», его адепты ждут «белого будду», а в их преданиях прямо указано на «людей в белых одеждах», которые приходили на Алтай и учили вере в единого бога. Того же происхождения моления небу у хакасов – на открытых местах или в гротах, пещерные ночные бдения. Очевидно, старый тувинский обычай выставлять тело умершего в супургане вместо предания земле – манихейского происхождения, берущий начало в традициях зороастризма.

Что ещё осталось в Азии после манихейства?

Старые китайские источники говорят, что «мони», носящие белые одежды и шапки, совершали «ночные собрания», «рисовали злого духа, гордо восседающего, и Будду, омывающего ему ноги». Мы могли бы счесть это наговором, но вот – современный исследователь (Кызласов Л.Р.), считающий манихеев культурными героями Сибири, любезно сообщает нам: «В Горном Алтае, на скале Ялбак-Таш … некий путник-манихей выгравировал изображение Сатаны. Подобные изображения бога Зла известны ныне во многих районах пребывания верующих манихеев – от Южной Сибири до Семиречья».

Может быть, у китайцев были основания называть манихеев «вегетарианцами и поклонниками демонов»?..

Но доведённая до совершенства мимикрия сыграла с азиатскими манихеями дурную шутку. Уклоняясь от репрессий бдительных китайских чиновников и вооружённых кыргызов, они так искусно притворялись то даосами, то шаманами, что… окончательно стали ими.

Последние упоминания о манихеях в Китае относятся к XVI веку; возможно, ритуалы совершались до XVII века. Единственный сохранившийся манихейский храм – святилище на холме Хуабяо, – находится в Цюаньчжоу (провинция Фуцзянь). Буддисты полагали, что храм посвящён не Мани (Мони), а Муни, те есть Шакьямуни, но учёные доказали обратное.

Но что мы всё про Восток да про Азию – может быть, следы Мани есть и на Западе, в Европе?

Страна катаров

Западный мир надолго сохранил память о конфликтах с манихеями. Ещё Блаженный Августин (354-430), девять лет разделявший их учение, оставил сочинение «Против Фавста», в котором обстоятельно разъяснил несостоятельность манихейства. Однако было бы ошибкой прямо причислять к нему богомильство, павликианство, боснийскую церковь и другие т.н. неоманихейские ереси. Одни из них ближе к каноническому учению Мани, другие дальше от него, но все они являются прежде всего христианскими ересями, в то время как манихейство – религия самостоятельная.

Роднит их с манихейством дуализм – признание материального мира злом и порождением зла, а избавление от плоти и уход в духовный мир – идеалом. Это не прямое родство, а идеологическая преемственность – для религий явление обычное.

Вероятно, ближе всех к манихейству находится катаризм, хотя, как и «альбигойство», это условное название, данное учению его противниками из католического лагеря. Сами катары, подобно павликианам, звали себя христианами, добрыми христианами или Добрыми Людьми.

Это учение сформировалось в XI в. на основе богомильства, когда погубленную манихеями Уйгурию уже замело суховеями – да кто про неё слышал, про Уйгурию?.. Гильом де Рубрук и Марко Поло ещё не добрались до Востока, Европа была занята своими местечковыми делами. Тем не менее, восточный ветер занёс на Запад частицы Света… то есть стёртого в прах манихейства, многие вдохнули их и ощутили чарующий запах власти.

К XII веку группы, исповедующие «духовное крещение», стали известны по всей Европе. Википедия с подкупающей искренностью утверждает: «Они привлекали к себе прежде всего знать, а по её примеру – и простолюдинов».

Титул рыцаря и феодализм появились несколько позже церковной системы. Разумеется, феодалам казалось несправедливым, что церковники, машущие кадилом, имеют так много земель по сравнению с ними, машущими мечом.

Идеология катаров позволяла им с чистой совестью захватывать недвижимость католической церкви, но нет свидетельств о том, что церковные земли раздавались потом беднякам. А вот феодалы Лангедока, покровительствующие катарам, охотно расширяли свои владения за счёт таких благочестивых экспроприаций, хотя сами зачастую к альбигойской церкви не принадлежали. Знать однозначно «за»!

По поводу гибели окситанской цивилизации пролиты моря горьких и гневных слёз. Имена крестоносцев считаются покрытыми позором на века. Но скорый и праведный гнев часто мешает увидеть юг Франции без прикрас, каким он был накануне Альбигойских войн, а именно –

1) большинство жителей разделено на «слушателей» («верующих») и «избранных» («совершенных»). Первые кормят вторых, соблюдающих вполне манихейские «печати»; вторые подают первым пример праведной жизни, а для не-катаров служат ходячей рекламой чистой жизни и вообще осуществляют промоушен альбигойства вовне. «Совершенные» считаются почти святыми, а «верующие» – нечистыми настолько, что их молитва недействительна. Часть людей, согласно предопределению, вообще дети зла и с рождения обречены на погибель, им никакие молитвы не помогут. Типичная гностическая стратификация – избранные «духовные», рядовые «душевные», которые могут достичь лишь веры, но не истинного знания, и «плотские», что-то вроде двуногих животных. Через триста лет почти то же самое проповедовал Кальвин, а сегодня – те, кто говорят о благе быть разобранном на органы для починки избранных.

2) всё плотское объявляется сатанинским и греховным. Брак является формой проституции, дети считаются демонским отродьем, пока сознательно не изберут путь катаризма. Детей лучше не иметь вообще, в крайнем случае – одного. «Верующему» владеть землёй нехорошо, это привязанность к плотскому миру. А феодал пусть его владеет, предаётся радостям куртуазной культуры и слушает песни трубадуров. Главное, чтобы Его Сиятельство благотворило Добрым Людям и защищало их. Переселение душ позволит Его Сиятельству родиться ещё раз (ещё много-много раз!) и, в конце концов, избавиться от окаянной плоти. Хотя катары и государство (любое) причисляли к дьявольским изобретениям, маздакитского «Взять всё и поделить» они благоразумно избегали, иначе б скоро познакомились с мечами лангедокских феодалов, и никаких бы крестоносцев не понадобилось.

3) принять consolamentum («утешение», оно же духовное крещение) и очиститься от всех грехов может любой, но после этого он должен соблюдать суровые «печати». Чаще всего рядовой «слушатель» проходил этот обряд перед смертью и становился «совершенным», но если, паче чаяния, он не спешил покинуть юдоль зла, ему полагалось совершить endura – бескровное самоубийство, которое по отношению к малым детям сильно походило на убийство. С точки зрения катаров, такой исход являлся идеальным и для человечества в целом. Ряд исследователей полагает, что endura отправила к праотцам куда больше людей, чем мечи крестоносцев.

4) ненасилие «избранных» искупалось тем, что они великодушно позволяли воевать за себя наёмникам феодалов – они всё равно неполноценные люди, дьяволу принадлежащие и на погибель обречённые. Им можно.

В свете вышеизложенного более чем странно выглядят мнения нынешних сторонников катаризма: «Их [«совершенных»] любовь к природе вызывала одобрение у трудолюбивого и благодушного населения». Любовь какая-то нечеловеческая – объявлять брак блудом, детей – демонами, вещный мир – творением сатаны, большую часть людей – мусором, и проповедовать массовый суицид.

Учитывая, какие граффити рисовали на скалах алтайцы, трудно полностью исключить, что катары не только богу поклонялись.

А коль скоро грех является порождением земного тела, но не светлого духа, то и ответственность за него никакая. Вот когда примешь «печати», тогда да-а-а, надо соблюдать! Последствия такого учения легко представить.

Нас не должен смущать вопрос о том, откуда брались деньги, позволившие Лангедоку двадцать лет упорно отбиваться от крестоносного нашествия. Обратите внимание – неоманихейство в образе катаризма поселилось там же, где давно привыкли вить гнёзда поклонники Мани – на пересечении важных торговых путей! Насчёт «печати» на личное имущество манихейских «избранных» мы уже говорили, но ещё не сказали, что община как целое имела право владеть имуществом – например, в Уйгурии владела всем, что могла присвоить, и попутно занималась ростовщичеством в особо крупных размерах. Как обстояло с этим дело в Лангедоке – предмет для будущих исследований, но есть мнение, что доходы от транзитной торговли за полвека, предшествовавших Альбигойским войнам, скапливались не только в казне феодалов, а ростовщичество у катаров грехом не считалось.

Над всем этим сияла хорошо известная нам пятиконечная звезда – катарское распятие, оно же «витрувианский человек» Леонардо да Винчи, символизирующее превращение из «верующего» в нового, совершенного человека – «избранного».

Наивно рассчитывать на то, что катарский регион просуществовал бы намного дольше, чем манихейский Уйгурский каганат или террористическое государство павликиан. По разным причинам, но обязательно все эти государственные образования рушились. И хотя манихейство дотянуло до XVI в., уделом его всюду были крах и забвение. Оставалась лишь пыль его, и ветер разносил её по свету, чтобы вновь соблазнить кого-нибудь делением мира на две равноправные половины и тем, что человек не в ответе за грехи.

Тёмный след

Осталось выделить главное из истории манихейства.

1. Манихейство – ересь всех религий своего времени, не синкретическая сумма и не итог их, а самостоятельная еретическая религия

2. Манихейство изначально создавалось как теология для сведущих, и лишь вторично было упрощено, чтобы стать привлекательным для простецов, ловушкой для них

3. Манихейство изначально ориентировано не на проповедь в массах, а на захват влияния в верхах, во дворцах правителей. Если Христос проповедовал мытарям и блудницам, то Мани – сразу шахиншаху! Попытайтесь представить, что Христос поехал на Капри к старому козлу Тиберию и подарил ему красочно иллюстрированное Евангелие…

В двух последних пунктах манихейство ближе всего к конспирологии, а не к религии.

Его следами, как мушиными пятнами, помечена и современная история. «Сыновья вдовы», кровавое пятиконечное распятие, проповедь чайлдфри, уничтожение всех, объявленных злыми, пропаганда суицида, праноедение или питание светом, относительность греха – всё это знакомо и кажется современным.

Но один парень, по прозвищу Екклесиаст, уже заметил: «Бывает, скажут о чём-то: смотри, это новость! А уже было оно в веках, что прошли до нас».

Сведите пятна воедино, как части пазла, и вы получите бледную, странную тень забытого пророка, лежащую на человечестве уже семнадцать веков.

Тень – но не Свет.

Tags: доклады
Subscribe

  • Шанс для Марса

    Большое спасибо bvi, напомнившему о программной речи Тускуба, генсека панмарсианского Совета Инженеров - " Мы не спасём…

  • Легенда о восьми псах-воинах клана Сатоми

    В дополнение, из матчасти к одному старому докладу. Памятник Фусэ-химэ и Яцуфусе в Японии Кто они такие? Об этом стоит рассказать…

  • Остров Россума

    (доклад на Зилантконе-2018) Адресуется, в частности, red_atomic_tank , которому было обещано Источник изображения -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments