belash_family (belash_family) wrote,
belash_family
belash_family

Categories:

Загадка Чичен-Ицы

Уже около 450 лет всех чрезвычайно волнует ужасный обычай индейцев майя бросать девственниц в т.н. Священный Сенот (aka Колодец Жертв) в городе Чичен-Ица на севере п-ова Юкатан.

mayat5
Original - link

Первым поведал мировой общественности об этих жертвоприношениях епископ Диего де Ланда в своей книге «Сообщение о делах в Юкатане» (1566). Правда, о девушках он не упоминал, заметив лишь, что в сенот «бросают в жертву людей во время засухи».
И всё.
Город Чичен-Ица, название которого переводится как «устье колодца племени Ица» или «Рот колодца колдунов воды», существовал с VII в. н.э. до 1194 года, после чего опустел по не вполне ясным причинам и зарос лесом, однако кидания девушек жертвоприношения в сенот якобы происходили до начала XVI в.

Название города ясно свидетельствует о важности колодцев для него. Что неудивительно – на Юкатане нет рек и озёр, а без источников воды выстроить крупный город невозможно. Такими источниками для Чичен-Ицы были сразу два сенота (исп. Cenote Xtoloc и Cenote Sagrado) – карстовые провальные озерца-колодцы. Если верить современным (возможно, порождённым мозговой горячкой) оценкам, то численность населения Чичен-Ицы в лучшие годы составляла от 35000 до 50000 человек, т.е. город только для питья потреблял в сутки н/м 100 м3 воды, не считая расходов на другие нужды, например на мытьё, приготовление пищи и полив ближайших огородов. Судя по тому, каких пирамид и прочих сооружений там нагромоздили майя, воды хватало всем, включая запарившихся работяг-каменщиков.
Разумеется, если наступала мало-мальски длительная засуха, то и уровень воды в сенотах неизбежно начинал понижаться, что не могло не беспокоить жителей. И жители принимали меры, исходя из своих представлений об окружающем мире и его законах.
Правды ради, стоит заметить, что вся информация о жертвоприношении девиц пришла от испанцев. Это всё равно, как если бы про старинные обычаи русских нас информировали исключительно дружественные немецкие или английские источники.
Испанцы, постепенно заселявшие Мексику, о давних делах в Юкатане имели очень слабое представление. Однако любознательные королевские чиновники распространяли среди колонистов вопросники, где, в частности, требовалось ответить на вопросы о минувших майянских временах. Испанские помещики-энкомендеро почёсывали репу и строчили ответы, кто во что горазд.
В частности, в сборнике ответов сообщалось:
«Что касается этого колодца, то правители и знатные люди всех этих провинций имели обычай... бросать в него индейских женщин, из числа принадлежавших им. Они приказывали этим женщинам вымаливать у богов удачный и счастливый год для своего господина. Женщин бросали несвязанными, и они падали в воду с большим шумом. До полудня слышались крики тех, кто был ещё в состоянии кричать, и тогда им спускали верёвки. После того как полумёртвых женщин вытаскивали наверх, вокруг них разводили костры и окуривали их благовониями. Когда они приходили в себя, то рассказывали, что внизу много их соплеменников – мужчин и женщин, – и что они их там принимали. Но когда женщины пытались приподнять голову, чтобы взглянуть на них, то получали тяжёлые удары, когда же они опускали головы вниз, то как будто видели под водой ямы и западины, и люди колодца отвечали на их вопросы о том, какой будет год у их господина – хороший или плохой. И если демон был зол на правителя, бросившего женщину в сенот, индейцы знали, что она уже никогда не вернётся назад...»
Эта история всем очень понравилась и начала обрастать новыми увлекательными подробностями.


Untitled-1
Original - link

Уже в 1612 году испанский чиновник Томас Лопес Модель написал расширенный и улучшенный римейк:
«Во время указанного обряда они приносят в жертву одну или двух индейских девственниц... Для этого они выбирают девушку, наилучшую из всех и ведут её в Чичен-Ицу, где находились жрецы и главное святилище... И от него они все шли процессией вместе с девицей по дороге, мощёной жёлтым кирпичом каменными плитами, которая кончалась на краю большого и глубокого колодца... И они наказывали ей, что она должна делать, и сообщали, что она должна просить у их демонов и ложных богов, и, привязав её к длинной верёвке, они опускали девушку вниз в глубины колодца, окуная её много раз, до тех пор пока не умерщвляли, для того чтобы она была хорошим посредником с их ложными богами и те могли ниспослать обильные дожди. И тогда жертвоприношение заканчивалось, а труп девушки оставляли в сеноте».
Вероятно, обряд в версии Томаса Лопеса Моделя носил название «Макайте меня, макайте! Макайте меня полностью!»
Полезные усовершенствования в обряд внёс американский историк и крупный Британский Учёный Джордж Банкрофт (1800-1891) , который описал процедуру так:

«Вокруг тела каждой жертвы наматывался длинный шнур и в момент, когда дым переставал подниматься с алтаря, всех бросали в бездну. Толпа, которая собиралась с каждой части страны, чтобы увидеть жертвоприношение сразу же отходила от края ямы и продолжала молиться без остановки некоторое время. Затем тела извлекались и погребались в соседней штольне».
Джордж был большой мастер описывать как свидетель то, чего он сроду не видел!
Как видите, у Банкрофта процедура больше походила на погружение пакетика с чаем в кипяток. Или на «дохлую крысу на длинной верёвочке, чтобы удобнее было эту крысу вертеть», которую Джонни Миллер преподнёс Тому Сойеру в уплату за право побелить извёсткой часть забора.
Жару поддают и более современные борзописцы. Чех Мирослав Стингл (р. 1930), отпущенный коммунистическим правительством ЧССР порезвиться в заграницах и за казённый счёт совершивший 40 кругосветок, тоже эротично грезил на сей счёт:
«Я пытаюсь представить, как выглядел обряд… Девушки сходили с катафалка, жрецы вновь очищали их дымом копаловой смолы, снова пели флейты, а затем жрецы отводили девушек на жертвенную площадку, брали за руки и ноги, сильно раскачивали и бросали
в водяной дворец Юм-Каша. … Вслед телам принесённых в жертву девственниц паломники бросали золотые и нефритовые украшения, шарики благовонной смолы … Из года в год, из месяца в месяц приходили к чичен-ицкому колодцу процессии, и каждый раз вновь повторялся жестокий обряд помолвки божественного обитателя сенота с индейской девушкой».
Т.е., по Стинглу, засорение колодца девушками совершалось не как попало, по случаю засухи, а регулярно, минимум раз в месяц.
Даже без пейотля, которым явно злоупотребил Стингл, вырвавшийся из застенков суровой коммунистической дисциплины, воображение рисует яркую картину идиотизма, в конце концов сгубившего Чичен-Ицу.
Представьте – засуха, дождей йок, на полях вянет чахлый маис, уровень воды в сенотах угрожающе снижается. Что обычно делают майя в таком случае?
Правильно – они бросают девушек в один из двух ЕДИНСТВЕННЫХ источников городского водоснабжения! Ясный мексиканский перец, что вздувшиеся трупы в сеноте резко повышают качество воды и способствуют оздоровлению местного населения.
По разным оценкам, позже из Священного Сенота подняли от 42 до 90 скелетов. Не так много, как наглючил Стинг, но всё-таки впечатляет.


В целом торжественные и красочные обряды с участием смуглых красоток и кровожадных жрецов, вымышленные усилиями стольких знатоков садо-мазо истории, культур и религий, не могли оставить равнодушными широкие массы продвинутых и увлекающихся граждан. Ниже приводится пара фоток, свидетельствующих, что жертвоприношения девиц успешно косплеятся и отыгрываются с 1920-ых по наши дни –

Ancient Maya sacrificial virgins 01
Original - link

DSC_0122
Original - link
Tags: Исторические очерки, статьи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments