belash_family (belash_family) wrote,
belash_family
belash_family

Categories:

Гуанчи: какими их видят сейчас



Они стали легендой. Выжили, но исчезли как уникальный народ.
Сразу хочу заметить: публикации советской поры о том, что аборигены Канарских островов были полностью уничтожены испанскими колонизаторами – враньё. Хуже того – рабское повторение лжи испанских пропагандистов XVII-XVIII веков, старавшихся убедить Европу, что гуанчей больше нет. Они стремились стереть даже память о том, что среди подданных Мадрида есть (вернее – были) дикари-троглодиты, сумевшие противостоять империи, над владениями которой никогда не заходит солнце. Империи, перед которой пали в прах многолюдные царства индейцев. Жители Америки покорились кастильскому мечу, а косматые бородачи в козьих шкурах – нет.
О гуанчах можно писать много-много. Ну как же! Таинственные белокожие и рыжеволосые люди, до XVI века жившие по обычаям родоплеменного палеолита прямо в сфере влияния просвещённой Европы. То ли уцелевшие кроманьонцы, то ли иберо-берберы, отколовшиеся от своих. Островитяне, не знавшие и не имевшие плавсредств. Строители пирамид. Мастера мумификации. Создатели породы могучих собак «бардино махеро» (Bardino Majorer), от которой происходят нынешние канарские доги. Обладатели загадочной письменности, похожей на туарегский тифинаг. И прочая экзотика – обычаи откармливать невест и прыгать по горам с шестом, язык свиста…
Но я не намерен повторять всё, что понаписано о гуанчах в бумаге и в цифре. Без меня много желающих обсуждать, происходят ли гуанчи от атлантов, марсиан или протоариев.
Меня интересует другое – как жители нынешнего века представляют себе гуанчей?
Справедливости ради отметим – после того, когда гуанчей обнаружили, их пытались зарисовать на память, для истории. Но, по справедливому выражению аббата Лауци, «В те злосчастные времена не умели ни рисовать, ни писать красками». Ниже я приведу изображения гуанчей, намалёванные тогдашними художниками типа Чуфелло Марзуфелло из передачи «В каждом рисунке солнце». Увы, других изо-свидетельств не осталось.
Теперь – немного истории.
Начало гуанчей «темно и непонятно», а вот финал их как народа хорошо известен.
В 1492 году, после 90-летней войны с коренными жителями Канар, испанская корона вынуждена была пойти на мировую. Алонсо Фернандес де Луго от имени Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской предложил островитянам Ла-Пальмы заключить договор, согласно которому крещёные гуанчи и их вожди получали равные с испанцами права.
Разумеется, испанцы вполне могли перемолоть непокорных островитян военной силой. Железное оружие, доспехи, мушкеты и пушки, кавалерия – на стороне испанцев были все технические преимущества тогдашней Европы. И после договора, заключённого де Луго, война продолжалась. Но правители Испании и их военачальники чётко представляли себе, чего будет стоить победа. Гуанчи, не имевшие никакой государственности, не знавшие металлов – по сути, жители каменного века, – защищались отчаянно и упорно, часто атаковали оккупантов и наносили им большой урон. Тот же де Луго, высадившись через пару лет на острове Тенерифе, потерял в битве у Асентехо 80% личного состава (а вёл он отряд, численность которого оценивается минимум в 1120 человек, включая кавалерию) и вынужден был бежать, переодевшись солдатом. Войско гуанчей численно превосходило людей де Луго втрое, но они были вооружены лишь дрекольем и камнями, сражались пешими и без доспехов. И победили.
Даже потерпев поражение, в плен гуанчи не сдавались, предпочитая неволе смерть – они бросались в пропасти или намеренно морили себя голодом.
Перед испанскими властями встала альтернатива – терять и обученных солдат, и потенциальных подданных (налогоплательщиков, рабов; нужное подчеркнуть), или…
Они выбрали «или».
Островитяне, общая численность которых в лучшие времена была не больше 75000 человек, сделали то, чего не смогли сделать индейцы инкской империи Тауантинсуйю (по разным оценкам, их было от 5-6-и до 12-и миллионов человек), ацтеки и майя (в Центральной Америке до конкисты проживало около 25-и миллионов). Гуанчи несли тяжёлые потери – гибли в боях, умирали от завезённых европейцами болезней, их увозили в рабство, – но заставили противника уважать себя. В то время как гуанчи (разумеется, после крещения; тогда с этим было строго) получали все права испанцев, индейцы, даже крещёные, попадали во власть энкомьендеро и на долгие поколения становились крепостными холопами. Энкомьенда продолжалась до XVIII века.
Правда, шагнув из каменного века в огнестрельный, гуанчи перестали быть собой. Их язык и самобытность, исключая часть слов и некоторых традиций, исчезли за два-три века ассимиляции. Превращение в испанцев произошло быстро и, судя по всему, безболезненно. В конце концов, кроме мира и крещения, оккупанты предложили передовую по тем временам цивилизацию, а принимать удобства и полезные новинки всегда приятно.
Этнографией испанцы тогда всерьёз не баловались, дикарское прошлое новых подданных старались скрыть, и памяти о гуанчах почти не осталось, кроме славы их самоотверженных вождей и воинов.
Помимо репутации курортных островов, Канары известны лишь названием птицы «канарейка», таинственным свистовым языком «сильбо гомеро» и, собственно, гуанчами, которых помнят и косплеят ради привлечения туристас да, может быть, чтобы не утерять остатки самоидентификации, не стать безликими усреднёнными обывателями Евросоюза.
Мировой кинематограф не баловал гуанчей вниманием. Исчезнувший народ! чего ради из-за него напрягаться? Вот какие-нибудь могикане, Виннету сын Инчу-Чуна – это модно, это киногенично. «Хао! я всё сказал!» и прочие индейские фишки.
Однако испанцы о гуанчах не забывали (ещё б, забудешь троглодитов, с которыми пришлось заключать мирный договор!), втайне гордились ими и, похоже, тосковали по ним в глубине души. В пору полуобморочного франкизма (1939-1975) для поддержания единства и национального духа (дух Ямато в Испании именуется Españolismo) вполне годились и пафосные воспоминания о гуанчах. Так в 1954 году появился яркий итало-испанский фильм «Принцесса Канарская» (он же «Tirma») с участием тридцатилетнего красавчика Марчелло Мастроянни. Лично я нашёл этот фильм совсем не ради гуанчей, а чтобы увидеть в деле одного испанского актёра. Фильм на раз вполне смотрибельный, искренне его рекомендую всем любителям винтажного костюмно-исторического кина. Правдоподобия не ждите, но зрелище стоящее.


В 1978 году испанцы создали короткометражный полухудожественный фильм «Создание народа гуанчей» (или как ещё перевести название «Creándose así el pueblo guanche»?), который можно посмотреть тут – http://mdc.ulpgc.es/cdm/ref/collection/mdcm/id/255 – в терпимом качестве экранки с телевизора. Нечто вроде наших школьно-учебных фильмов про древних славян. Кино довольно милое. Всего 27,5 минут, вы не устанете. Озвучка, понятно, по-гишпански.
Упоминаются и другие фильмы с участием тру-гуанчей - "La isla del infierno" (1998) и экспериментальная лента "
Iballa" (1985); сведения о последней сопровождаются кадром, почему-то заставляющим вспомнить Мальвину -

А вообще про Iballa см. тут - http://es.wikipedia.org/wiki/Iballa История трагическая и для киносюжета подходящая.

Далее – картинки и фотки по теме

Один из идолов гуанчей -


Старинные изображения гуанчей -




Алонсо Фернандес де Луго типа братается с гуанчами и представляет их королю-королеве -






Более поздняя картина -

Скорее всего, эта картина появилась под влиянием известий о т.н. "волосатом человеке с Тенерифе", с одного из Канарских островов. В XVI веке при дворе французского короля Генриха II жил некий Петрус Гонсалвус ( http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/68/PetrusGonsalvus.jpg и  http://www.libo.ru/uploads/posts/2012-04/1334553521_petrus1.jpg ), у которого потом родились такие же сын Гораций ( http://www.libo.ru/uploads/posts/2012-04/1334553402_horace.jpg ) и дочурка Антониетта ( http://www.libo.ru/uploads/posts/2012-04/1334553504_antonietta.jpg и  http://farm3.static.flickr.com/2601/4140646578_fd26868985_b.jpg ).

Изображения XIX века -








Мумии гуанчей -


3 мая 1494 года - знакомый нам Алонсо Фернандес де Луго основывает город Санта-Крус-де-Тенерифе


31 мая 1494 года. Гуанчи бьют Алонсо Фернандеса де Луго в хвост и в гриву - т.н. Первая битва у Асентехо -


25 декабря 1494 года - Вторая битва у Асентехо. Увы, на сей раз гуанчи были разбиты -


Трёхмерная кукольная постановка "Рыбалка гуанчей" -


Мирная жизнь до прихода европейцев -






Прибытие чужаков -


Современные изображения гуанчей -


























Гуанчи бросается в пропасть с криком "Хочу умереть!" -










Вы не поверите, но на Канарах есть свои сепаратисты, которые борются за независимость под лозунгами "Канары не Испания!" и "Родина гуанчей или смерть!" -




Большие картинки, обложка и фото -
http://2.bp.blogspot.com/_Yym18Ps6LHA/S-ofIwY6lGI/AAAAAAAAAnA/O6GB0OFBUVQ/s1600/BATALLA++MURALLA++BENTAYGA.jpg
http://www.arteyfuego.org/Mural-Guanche.jpg
http://3.bp.blogspot.com/-06Fl2xKu1Ns/TiKPbnx00cI/AAAAAAAABMg/-X5uW8duEF0/s1600/escanear0008.jpg
http://1.bp.blogspot.com/-JU-EnG1LWiw/TZx5MC4EwlI/AAAAAAAAAUg/RwK4RuHVpr4/s1600/guanches-003as.jpg


"Принцесса" Дасиль, дочь вождя Бенкомо -




Эротические девицы гуанчей (современные рисунки)
Чем отличается одна полуголая дикарка от другой? Названием картинки! И наличием в кадре раковины-дуделки...












Памятники вождям гуанчей -








Памятник девушки-гуанчи -


Испанцы и гуанчи - братство навек...


Пастух с острова Тенерифе - потомок гуанчей -
Изображение

"Прыжок пастуха" с шестом - особое искусство гуанчей -


Единоборство "хуэго эль пало", т.е. "игра на палках" - боевое искусство гуанчей, которое практикуют также и девушки -


Это единоборство - отдельная песня; можно почитать о нём тут - http://www.fscclub.com/vidy/small-canary-palo.shtml

Актёры и кадры из фильма "Принцесса Канарская" -















Ещё один фильм, что ли?.. -


Эмблема народа гуанчей -


Комикс про гуанчей -








Обложки книг про гуанчей -


Косплей гуанчей -










parroquianos guanches de bautizo





Отыгрыш менсея (вождя) Танаусу, уморившего себя голодом в плену (вроде бы, кадр из фильма "Aysouraguan" 1981 года - оба-на, ещё фильм нашёлся!) -
Tanausú

Из неизвестного фильма или косплея о гуанчах -






Бардино Махеро и канарский дог -


File:Dogo Canario.jpg
Слегка фантастическая статья об этих собаках - http://ru.extinct-animals.wikia.com/wiki/Бардино_Махеро
С хронологией в статье полный улёт, но в целом сведения интересные

Кому хочется проститься с крышей и отправиться в историко-фантастический трип с грибами - загляните в эпично-чумовой текст Комбата Найтова "Возвращение домой". Сорт грибов - не ниже мухомора. По ходу, наш воин порвёт кастильяно как тузик грелку. Я не вник, про попаданцев это или где, но компилирует автор знатно, ломом не провернёшь...


Tags: Исторические очерки, арт, история, кино, этнография
Subscribe

Posts from This Journal “Исторические очерки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments