belash_family (belash_family) wrote,
belash_family
belash_family

Categories:

Правда о Крысолове – часть 2

Доклад на ЗилантКоне-2007
Опубликовано в сб. Фэнтези-2009. – М. ЭКСМО, 2008

Часть 1 - http://belash-family.livejournal.com/7861.html
Часть 3 - http://belash-family.livejournal.com/8217.html


5. Вербовка

Довод: Дудочник – типичный зазывала, вербовавший колонистов для переселения на восток. Вняв его призыву, десятки жителей Гамельна (главным образом молодых людей, «детей») подались на захваченные недавно земли славян за Эльбой. Отмечается, что некоторые поселения к северо-западу от Берлина и в Восточной Пруссии (Беверинген, Хамельшпринг) называются так же, как местечки близ Гамельна. Упоминается витраж, который в конце XVI века был установлен в гамельнской церкви Маркиткирхе – он не сохранился, но осталось его описание: якобы там были изображены не малолетние дети, а подростки, которых «эмиграционный агент» уговорил переселиться.
Но что случилось с ними потом? Согласно одной версии, подростки погибли в море при кораблекрушении. Другая версия утверждает, что они поселились в неких восточных землях, далеко от Германии.
Виновниками «исхода» называют разных лиц.
Один – епископ Бруно фон Шаумбург из местечка Ольмюц (ныне Оломоуц), который во второй половине ХIII века убеждал людей переселяться в свои владения.
Другой – граф Николаус фон Шпигельберг. Навербованные его агентом переселенцы (в осн. молодые семьи с детьми) должны были отплыть на восток из Штеттена, но там шла война, поэтому на корабль они погрузились в Кольберте. 26 июня Гамельн содрогнулся от ужасного известия – корабль затонул вместе со всеми переселенцами. Сообщение о гибели корабля, отбывшего из Кольберта на восток, якобы упоминается в городских хрониках. С тех пор исчезло из документов имя Николауса фон Шпигельберга – считается, что он погиб вместе со ста тридцатью пассажирами.
Возражения:
– За несколько лет до 1284 года епископ Бруно умер и, следовательно, зазывать гамельнцев никуда не мог, разве что в мир иной. Возможно, он проводил вербовку раньше, скажем, в 1271-ом году (напомним – этот год приводится в некоторых сообщениях о Дудочнике!)
– Вряд ли десятки молодых людей (о детях тут вообще говорить не приходится) хлынут переселяться, наслушавшись даже самого сладкоречивого вербовщика. Во-первых, чего им искать на враждебном и «диком» востоке, когда благополучный транзитный Гамельн, уже в летописях XI века упоминавшийся как «Кверенхамельн», т. е. «мельничный Хамельн», «Хамельн мельниц», процветает на производстве и переработке зерна, а корабли возят по Везеру зерно, муку и строительный песчаник на север Германии и к морским портам? Во-вторых, горожане в основном принадлежали к ремесленным цехам, а мастера не отпустили бы своих детей в неведомые края. Это означало бы потерю наследников и подрыв цехового производства. Легко уйти могла лишь голытьба – люди без постоянного заработка и профессии, – но кому нужны этакие колонисты?
– Наконец, зачем зашифровывать эмиграцию «детей» в столь замысловатой аллегории, как увод их Дудочником? XIII век сохранил поэтическое вИдение мира, свойственное Средневековью, но практичные бюргеры смотрели на жизнь гораздо прозаичней, чем визионёры-глюколовы из предыдущих веков. Погибли на войне – значит, погибли. Никто не воспарил духом, чтобы описать смерть 30-и гамельнских воинов в битве с войском вестфальского епископа как уход их в Валгаллу или восхождение на небеса под руководством святого воителя Георгия Победоносца. И вдруг – неясное, скупое и мистическое описание ухода 130-и детей! Нет бы просто отметить: «Сыновья таких-то и таких-то с жёнами и потомством отбыли на восток по призыву графа Николауса фон Шпигельберга».
Значит, с ушедшими произошло что-то иное – такое, что его пришлось скрывать за недосказанностями и оболочкой аллегории.

6. Отравление спорыньёй и массовая галлюцинация

Довод: Уход детей вызван эрготизмом (от франц. ergot – спорынья) – отравлением веществами, содержащимися в рожках спорыньи – полевого гриба Claviceps purpurea. В симптоматику эрготизма, кроме прочего (например, гангрены, называемой «антонов огонь»), входят спутанность сознания, галлюцинации, ступор или психомоторное возбуждение, эпилептические припадки и атаксия.
Предполагается, что и море крыс (напомним, что крысы – поздняя версия!), и манящий вдаль Дудочник привиделись детям, наевшимся хлеба с токсинами спорыньи. Дети, подчиняясь механизму психической индукции, побежали за призраком и утонули в волнах Везера.
Возражение: Отравленный хлеб ели не одни только дети. Взрослые так же подвержены действию токсинов спорыньи – почему тогда они не впали в психоз? Далее – массовые отравления спорыньёй наблюдались и в XX веке, после Второй Мировой. Они были тщательно описаны медиками. Так вот, при вспышках эрготизма все пострадавшие видели РАЗНЫЕ галлюцинации. Психическая индукция, охватывающая всех одним эмоциональным состоянием, резко отличается от наркотических видений, которые у каждого – свои. Они могут быть сходными, но никогда – одинаковыми, поскольку люди разные. А уж когда отравленные погрузились в тяжкий бред, никакая кликушеская индукция не разрушит оболочки индивидуальных переживаний…

7. Языческий обряд

В этом пункте сведены три подварианта. Каковы их различия?

Довод 1: Дудочник увлёк детей к языческому алтарю, где они стали участниками магического ритуала. Совершив грех идолопоклонства, все участники обряда как бы умерли для веры и церкви. В XIII веке гибель христианской души («духовная смерть») была куда страшнее телесной смерти.
Довод 2: Детей увели в некое капище, где все они были принесены в жертву языческим богам.
Довод 3: Дети под предводительством флейтиста отправились справлять древний праздник летнего солнцестояния, заблудились, попали в трясину и погибли.

Над этими доводами стоит как следует подумать.
Рассмотрим ещё раз известные нам факты и наиболее достоверные предположения.
Итак, никаких крыс не было. Это вторичное – хотя вовсе не искусственное! – добавление. Не было ни войны, ни «танцевального психоза», ни крестового похода, ни эпидемии, ни вербовки, ни отравления. Все эти версии в разной, но всегда в значительной степени невероятны.
Историк Вальтраут Вёллер стала искать отмеченную в летописи гору Коппен – и выяснила следующее: в 15 километрах от Гамельна есть мрачная болотистая котловина среди скал, называемая «Чёртова яма» или «Чёртова дыра». В котловину ведёт единственный путь – узкая расщелина, вокруг котловины – отвесные скалы, на дне – осколки каменных глыб, упавшие деревья; земля здесь заболочена, покрыта густой травой. В ближайшем к «Чёртовой дыре» поселке Коппенбрюгге (ранее Коппенбруг, по названию замка, возведённого тут в 1303 году) по сей день рассказывают, что встарь в «Чёртовой дыре» погибли некие люди.
А совсем рядом, на вершинах гор, расположенных возле «Чёртовой дыры», издавна проходили народные гуляния во время праздника летнего солнцестояния, здесь зажигались костры. Несомненно, речь идёт о празднестве, уходящем корнями в языческое прошлое.
По мнению Вёллер, 26 июня 1284 года толпы детей во главе с неким флейтистом отправились туда повеселиться. Они шли из Гамельна мимо горы Кальвариенберг и дальше на восток, но заблудились и угодили в болото; возможно, катастрофу усугубил обвал, отрезавший им путь назад.
Согласитесь, у Вёллер слишком много наворотов типа «рояль в кустах»: языческий пикник с кострами, потеря ориентации, гостеприимное болото, обвал – всё до кучи! Хотя прислушаться к её мнению стоит – оно содержит вполне здравые предположения.
Как гласит предание, о разразившейся беде людям поведали дети, отставшие от шествия.
Стоп! Какие ещё отставшие?
В XVI–XVII веках (по другим данным – до XVI века) в легенде имелся один любопытный фрагмент, позднее исчезнувший. Якобы двое (вар. – трое) ребятишек спаслись и сообщили горожанам об исчезновении остальных. Из-за усталости отстав от других ребят, они увидели, как дети вошли в горную пещеру вслед за Крысоловом, после чего каменные стены сомкнулись. Через несколько недель один из уцелевших онемел, другой ослеп.
[Вариант о трёх спасшихся детях: «Немой мальчик вёл слепого, поэтому эти двое отстали, а третий выскочил из дому в одной рубашонке, но застыдился и вернулся, они-то и рассказали, куда Крысолов увёл детей». Судя по тексту, рассказать что-нибудь определённое никто из детей не мог: один немой, другой слепой, третий быстро вернулся домой – не 15 же километров он бежал, пока устыдился!]
Рассказ об отставших слишком напоминает нравоучение: «Поменьше болтай о том, что видел!» Похоже, этот фрагмент легенды был адресован очевидцам и повествовал о том, что сделали с любителями рассказывать лишнее. Ещё один аргумент в пользу запрета на разглашение событий.
Возникают сомнения – что за массовые моления языческим богам в XIII веке, в христианской Германии? Как можно говорить о человеческих жертвоприношениях в это время и в этом месте? Да возможно ли такое?!
Как ни удивительно – очень даже возможно. Изумляет другое – как старательно подчищена история Средних веков, из которой вытравлены все упоминания о том, сколь широко и долго Европа оставалась двоеверной. Языческие культы прекрасно сохранялись на фоне официального христианства.
Даже слово «оставалась» звучит не вполне точно. Следует сказать – «остаётся доныне». В 1972 году в Исландии было основано Народное собрание Асатру («Вера в богов»), а год спустя Асатру была официально признана религией. Повторяем – ре-ли-ги-ей. Наравне со всеми прочими. И это было воспринято (уж в Исландии – точно!) как нечто само собою разумеющееся. Прощай, ревностный Торквемада! Здравствуй, одноглазый Один!
Разумеется, сохранение пережитков язычества (главным образом в народной среде) не означает работы хорошо развитой жреческой организации. Но нельзя же считать признаками существования религии лишь поголовную массовость, наличие единого командного центра и первосвященника! Политеистические культы древности прекрасно обходились без римских пап и Ватикана.

Интермедия

А ведь каких-то 1500 лет назад всё начиналось вполне оптимистично, в ритме победного шествия. Император Феодосий I Великий (379-395) признал христианство государственной религией, запретил языческие культы, а земли языческих храмов конфисковал в пользу христианской церкви.
Однако несколько веков спустя св.Бонифаций жаловался папе Захарию (741-752) о языческом праздновании Нового Года в Риме.
В 820-ых годах миссионеры-католики из Бремена и Гамбурга начали проповедовать в Скандинавии, однако натолкнулись на сопротивление местных жителей, хранивших верность язычеству.
В конце X века епископ Пражский св.Адальберт сообщал, что чехи погрязли в многожёнстве и вернулись к старым богам. Но не только чехи упрямо держались старины – 23 апреля 997 года в Пруссии языческий жрец убил вышеупомянутого Адальберта копьём. Конкуренция, однако!
В Польше в 1034-1038 годах, после смерти Мешко II, полыхало мощное восстание в защиту прежней веры.
Чуть позже епископ Адам Бременский, путешествовавший по Скандинавии, нашёл её «в общем языческой». Старая религия сохранялась в Северной Европе, особенно в Исландии, вплоть до XIII века.
Мы приблизились к 1284 году. Но давайте минуем его – и что мы увидим?
1385 год. Слава тебе, Господи – литовцы наконец-то стали христианами! В Европе грохочут осадные пушки, кончились времена fantasy, а они всё идолам кадили… Но – свершилась уния Литвы и Польши, язычник Ягайло женился на полячке Ядвиге, крестился в Кракове и сделался христианским королём Владиславом. Труд Помариуса уже написан, только-только чернила просохли.
Английский автор XV века с прискорбием констатирует: люди поклоняются звёздам, Луне и Солнцу. В 1453 году в Британии землепашец и мясник попали под суд за то, что утверждали, будто нет других богов, кроме Луны и Солнца…
С 1591 года в Памплоне (североиспанская провинция Наварра) в дни св.Фермина (с 7 по 14 июля), считающегося покровителем Наварры, происходят ежегодные «энсьерро» – забеги, во время которых на улицах города быки преследуют бегущих людей. Трудно назвать это безобидной забавой – например, в 1924 году под копытами разъярённых быков за восемь дней погибли 13 и получили ранения более 200 человек. Если это не языческое жертвоприношение, то и папа римский – не католик!
Оказывается, свирррепая испанская Супрема терпимо относилась фактически к ритуальной и кровавой тавромахии, прямиком восходящей к античности. Если припомните, кроме энсьерро (ловко приуроченных к дням Сан-Фермина, как Springprozession – к почитанию св.Виллиброрда), в Испании процветает коррида, которую ну никак не отнесёшь к христианским обычаям.
В 1590-1630 годах в Люксембурге (см. танцы в Эхтернахе!), где свирепствовали гонения на ведьм, был жив – правда, в изменённой форме, – культ богини Дианы (?), которая именовалась «Жэн». Статуи Жэн сохранились до XVII века. Видимо, потом их для конспирации называли статуями Девы Марии.
XVII век вообще богат на поразительные находки по части религиоведения. Например, во Франции до запрета Людовика XIV (король с 1643 г., умер в 1715 г.) в день св.Иоанна Крестителя совершались огненные обряды с сожжением волков, кошек и лисиц, а в Шотландии и Уэльсе практиковалось прохождение через огонь. Тогда же иезуиты-миссионеры констатировали, что крестьяне юга Италии верят кто в сто, кто в тысячу богов (должно быть, отцы-иезуиты были осведомлены, что на юге Италии не всё благополучно, раз отправились туда как миссионеры, словно в тропическую Африку). В Британии пуританин Р.Бакстер обнаружил в приходе Киддерминстер, что для многих прихожан Христос – это Солнце, а святой дух – это Луна. По сообщению В.Камдена «дикие ирландцы», как и крещёные (тогда же?!) де Ноблецом бретонцы, преклоняют колена перед серпом молодой Луны и читают «Отче наш»; сходный обряд отмечен тогда и в Йоркшире.
К слову – вышеупомянутый де Ноблец «с удивлением» (должно быть, это слабо сказано!) встретил в Бретани жителей, исполняющих обряды, посвящённые Луне и источникам, а также культ пожертвований Лукавому.
В 1626 году во Франции представлен в суде (по обвинению в колдовстве одной крестьянки) текст молитвы. Формально это была поэма в стихах, где речь шла о Христе, о кресте, святом Иоанне, дьяволе, деревьях, травах и цветущих лугах, о Деве Марии… и о каких-то божествах, называемых «Энежи».
В 1742 году папа Бенедикт XIV запрещает в папском государстве… кортежи нудистов в честь бога Пана!
Конечно, XVIII век – не времена Торквемады, а сплошное Просвещение с исходом в порнографию, а шутник-весельчак Бенедикт XIV – вовсе не угрюмый садист Пий V. Но обратите внимание – стоило понтификам дать слабину, и оргиастический культ вмиг расцвёл до такой степени, что его пришлось унимать особым декретом. Выходит, с затёртых времён св.Бонифация и папы Захария античные верования стойко хранились в массовом сознании, переходили из поколения в поколение, обряды (тайно) совершались – и едва снялись запреты, языческие празднества стали открыто проводиться прямо в сердце католического мира. А ещё стенали: «Умер великий Пан!» Это он так – притворялся, чертяка…
В 1748 году тот же Бенедикт запрещает пляски и маскарады в честь бога Вакха. На Масленицу же люди могли посещать церковь ряжеными или в масках. Хорошо ещё – не в чём мать родила!
Однако, что за прелесть была Италия – с верой в тысячу богов, с вакханалиями средь бела дня и плясками голышом!.. А где, спрашивается, всё это время тарилась матушка святая инквизиция? или она, кадрово итальянская, была донельзя снисходительна к соотечественникам и под визги вакханок за окнами плодотворно строчила инструкции, как пытать и жечь немецких & французских поклонниц Энежи?
Есть и другие факты; приводить их было бы слишком долго. Но мы уже далеко заехали; следующая остановка – Аненербе, затем триумф Асатру.
А недавно пришёл один из авторов этой статьи к своему редактору, а тот показывает письмо, подписанное: «Слава Сварогу!»…
Остаётся признать, что в XIII веке Европа НЕ БЫЛА сплошь и надёжно христианской.
В конце XI века шведский король Свейн вернулся к кровавым жертвоприношениям, за что получил прозвище «Блотсвейн», Кровавый Свейн. Этот эпизод и год 1284-ый разделяют всего два века; вообще не время для религий… Около 1100 года разрушили языческий храм в Упсале, но был ли он последним капищем в Европе? Вряд ли.
Ясно другое – на Свейне убийства во имя древних богов не кончились. Ещё в XIII-XIV веках в Эстонии практиковались человеческие жертвы при закладке зданий. Предназначенного человека душили или зарывали живьем; особенно «надёжными» в этой роли считались невинные девушки.
Да что там Средневековье! В Дании, при строительстве моста в Халле, завершившемся в 1843 году, народ предлагал захоронить под основанием живого ребёнка. Тогда же со стапелей Бристоля сошёл первый железный винтовой пароход для трансатлантических рейсов, а годом позже в США была введена в эксплуатацию линия телеграфа с аппаратами Морзе. Такие вот исторические параллели…

Итак: Довод 1 обоснован – Дудочник МОГ уводить к языческим алтарям для участия в ритуалах.
Как ни печально, следует принять и Довод 2 – детей Гамельна МОГЛИ принести в жертву.
А из Довода 3 ясно, с чем связан «уход» детей – с древним праздником летнего солнцестояния.
И по летописному варианту, и по переводу Ричарда Верстегана чётко следует: Дудочник пришёл летом! Разброс – от 26 июня до 22 июля. Примерно от Ивана Купалы (главный шабаш в году) до Ильина дня (когда гром разгоняет нечистых духов). Или – от Ярилы до Перуна. Самое время для древних богов.

Часть 1 - http://belash-family.livejournal.com/7861.html
Часть 3 - http://belash-family.livejournal.com/8217.html
Tags: доклады
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments