belash_family (belash_family) wrote,
belash_family
belash_family

Categories:

Сказка о героическом экзоскелете

Фильм "Элизиум: Рай не на Земле" (2013)

MV5BYWY5OTgyNjAtZjU0Zi00MzM4LTgwYTItMjA4Y2JiMzk5NDVkXkEyXkFqcGdeQXVyNTc3MjUzNTI@._V1_SX1777_CR0,0,1777,999_AL_

Если описать фильм одной фразой, то фраза будет — «фаст-фуд-сказочка для бедных». Нечто фабрично изготовленное, в яркой упаковке, содержащее вещества, «аналогичные натуральным», но натуральными не являющиеся, а зачастую ГМО-происхождения, которые откладываются в мозгу, печени и костях. Продукт предназначен для того, чтобы его быстро схавать, ощутить эрзац-насыщение и покинуть кинозал, оставив там стакан из-под попкорна, а токсичный обман унося с собою в сером веществе.

Сказочная чушь фильма начинается с вводных титров — де, в 2154 году Земля перенаселена и всё на ней плохо. Миль пардон, если перенаселена, то а) всем зачавшим дамам не проблемно прокормиться вплоть до родов, и б) всем народившимся есть что жрать на протяжении 12-14-и лет, пока не начнут добывать корм самостоятельно. В кадре ни одного доходяги, все достаточно упитаны. Где ж тут «плохо»? В плохих странах люди дохнут или позируют в виде живых мощей для медиа, а не плодятся как кролики.

Заметим, что уровень образования «пропащих» жителей Земли достаточно высок. Заоблачный Элизиум — обитель богатеньких буратин, вынесенная на высокую орбиту, — запросто размещает в отстойном Лос-Анджелесе крупный завод по сборке дронов, где толпами трудится местное быдло. В т. ч. главгерой Макс Да Коста (Мэтт Дэймон) — оказывается, приютский выкормыш и отсидевший подбандючник вполне годится на роль техперсонала! А урки уровнем повыше (ряженые в стиле смягчённого постъядерного трешака) в лёгкую управляются с хайтеком, смело (пусть даже на время) глушат систему защиты Элизиума, пилотируют (да, поди, и чинят!) флаеры орбитального класса. Ничего себе гуляй-рванина!.. Настоящее-то сомалийское отребье не смыслит выше лодочного мотора, а тут прямо парни, кончившие техникум. Есть здесь и больнички, вполне себе ничего, даже получше наших средних — значит, кто-то на Земле организованно преподаёт медицину, чтобы выпускать врачей и медсестёр. Нехилый такой город-помойка, где работают вузы и колледжи.

Но Нил Бломкамп этими логическими мелочами не морочится, а вдохновенно рисует широкую якобы социально-критическую панораму. Де, буржуины усвистали с зачумлённой матушки-Земли на орбитальный Элизиум, у них там рай и вечная молодость, раз в неделю полная регенерация всей тушки тела с выжиганием злокачественных клеток. Грязных землян в Элизиум не допускают, а если кто, заплатив ОПГ за проезд на флаере, ненароком поникнет в рай, то его либо собьют ракетой на подлёте, либо депортируют за шиворот раньше, чем иммигрант успеет засунуть своё больное чадо в регенератор.

Логический вывод тот же, что у Стругацких в «Пикнике на обочине»: «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженный!» В переводе на приземлённый житейский язык это звучит так: «Европа и Америка, ну-ка бесплатно пустили к себе на прокорм Азию с Африкой! А то ишь, зажрались!» Или ещё проще: «Отнять и поделить». Благие пожелания всегда оборачиваются каким-нибудь кровавым безобразием…

Обратим внимание, что «недосягаемый» Элизиум по сути почти беззащитен. Флаеры иммигрантов (аналог ржавых барж и плотов из пустых канистр, на которых голодранцы плывут в евро-рай) проникают в Элизиум без особых помех. Единственно, кто может окоротить «понаехавших» — наёмник Крюгер (Шарлто Копли), беспросветный злодей и садист, который прозябает в земном гадюшнике и по приказу с орбиты валит флаеры из наплечной зенитно-ракетной установки. На него вся надежда! потому что роботы-дроны в состоянии только кому-нибудь руку сломать, повязать или пристрелить в непосредственном боеконтакте.

Шарлто сыграл блестяще, я его даже признал не сразу — такое перевоплощение! Только Крюгеру до Викуса ван де Мерве как пешком от Лос-Анджелеса до Элизиума. Потому что Крюгер — второразрядный герой треш-фильма. На главзлодея не тянет. Что спорить, он картинно машет шнягой, ловко орудует силовым щитом, издевается и домогается до Фрей, подружки главгероя (Алиси Брага, которая существует в фильме как манекен для отыгрыша невнятной любовной линии и носитель Девочки, Больной Лейкозом). Но Крюгер слишком мелькает на экране (не сказать — мельтешит), и образ его не складывается. А уж под конец, когда он напяливает экзоскелет — всё, Терминатырь налицо, актёр куда-то слился.

Итак, главгерой попадает в ситуацию, когда помочь ему может лишь регенератор на Элизиуме. За билетом в рай Макс идёт к старым дружкам-бандитам, а те в уплату требуют согласиться на имплантацию экзоскелета и, используя преимущества сервокостюма, захватить райского подданного, который, как Джонни-мнемоник, носит в голове важные пароли и ключи. На деле акция сразу начинает идти не так, как планировалось, а содержимое башки элизианца оказывается куда важнее, чем считал атаман ОПГ. Интриги высших администраторов Элизиума, власть над миром, новая радикальная концепция политики — в одном стакане, сиречь в одной голове-носителе. На Макса открывается охота. В ходе пальбы и беготни под ногами главгероя путается его детская любовь Фрей с неизлечимо больной дочкой, что искусственно осложняет ситуацию.

Рекламные возгласы о том, что-де Мэтт Дэймон сыграет космического повстанца — голое враньё. Он играет загнанного полуживого боевика, которого как по рельсам ведёт в Элизиум, где он должен будет (куда деваться, так в сценарии придумано) надрывно-пафосно решать — самому выздороветь или обеспечить «счастье для всех, даром». Никакого сравнения с «Районом N 9» — там Викус из робкого чиновничка вырос в самоотверженного героя, а тут апгрейд достигается не внутренним ростом, а наружным девайсом. Как был Макс марионеткой сценариста, так до конца и остался.

Администрация Элизиума — злободневно-кривая политическая карикатура в лицах. Президент-баклажан, блистающий синевой бритой физии. Белая дамочка, которая министр обороны (Джоди Фостер) — как помесь Суровой Госпожи Лотты с Марин Ле Пен. Наверно, это намёк, что евровласти представляют собой противоречивый компот из квотированных иммигрантов в надцатом поколении и слабо законспирированных неонациков, рвущихся к штурвалу. Прэлэстно! особенно если учесть дальнейшие судьбы персонажей.

Ну, и финал, притянутый за уши. Вроде бы хэппи энд — земляне получают доступ к бесплатной медпомощи высшего уровня. А я предвижу закономерное продолжение — верховный земной криминалитет высаживается с флаеров в Элизиуме и заменяет собой прежнюю небоеспособную бюрократию. Дронов перепрограммируют на подчинение новым хозяевам (насколько это просто, нам уже показали). Опаньки! Отныне медпомощь доступна, но — за наличные. Ворьё иначе не умеет. А именно оно встанет у власти и будет править бал. Вариантов нет.

Тут и сказочке конец. Вместо спесивых чиновников — воры в законе. Это не робин-гуды, миндальничать не станут, но об их правлении Бломкамп кино не снимет.

Рекомендации: не смотреть.


Tags: sf, кино, рецензии
Subscribe

Posts from This Journal “рецензии” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

Posts from This Journal “рецензии” Tag